Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области
«Поимская школа-интернат для обучающихся по адаптированным
образовательным программам»
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УВР
Директор школы-интерната
__________ Кердяшова З.В.
___________ М.В.Тихонова
«____»___________20___г
«____»__________20___г.
Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
(для детей с легкой умственной отсталостью, вариант 1)
Классы 5 - 9
Учитель: Синельникова Ю.С.
высшая квалификационная категория
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
Руководитель_______________
«___»______20____г.
ОДОБРЕНО
решением педсовета
Протокол №___ от «___» _______20___г
Поим 2024
Пояснительная записка.
Школьный возраст — важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап
становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия
и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих
отклонения в умственном развитии, поскольку большая часть из них в настоящее время, что
подтверждается статистическими данными, не является охваченной общественным дошкольным
воспитанием, а значит, до школы ребенок не получает квалифицированную коррекционную
поддержку. Наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья
человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее
распространенным и тяжелым дефектом развития. Современные требования общества к развитию
личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно
реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень
тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит,
речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям,
направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями
и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе
и интеграции их в него.
Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения детей с
интеллектуальными нарушениями, в свою очередь, требуют создания необходимых условий для
их
полноценного
развития,
становления
как
субъектов
учебной
деятельности.
Теоретической основой данной программы коррекционных занятий явились концептуальные
положения теории Л. С. Выготского: об общих законах развития аномального и нормально
развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; о применении
системного подхода к изучению аномального ребенка, об учете зон его актуального и ближайшего
развития
при
организации
психологической
помощи;
об
индивидуализированном
и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психологопедагогической программы. В качестве базовых использованы подходы к сенсорному воспитанию
детей, разработанные в отечественной психологии и педагогике В. Н. Аванесовой, Л. А. Венгер,
А. В. Запорожцем, Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддьяковым и др. Определению коррекционного
пространства нашей программы способствовали научно-практические и методические
рекомендации
В. В. Воронковой,
И. Ю. Левченко,
В. Г. Петровой,
В. В. Ткачевой,
У. В. Ульенковой.
Цель курса:на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в
совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное
полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее
оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Задачи коррекционной работы:
- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них
нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;
- коррекция и развитие высших психических функций (внимание, память, мышление и другие);
- активизация познавательной деятельности с учетом возможностей и особенностей каждого
обучающегося;
- развитие речевой деятельности, формирование коммуникативных навыков;
- расширение представлений об окружающей действительности;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
В программе четко просматриваются два основных направления работы:
- формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал, являющихся
общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр,
система фонем и др.);
- обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления
свойств и качеств какого-либо предмета.
Замечу, что работа по формированию сенсорных действий не является самоцелью, а представляет
лишь
часть
общей
работы
и занимает
в
ней
определенное
место.
Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в
программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной
неловкости,
скованности
движений,
развития
мелкой
моторики
руки
и др.
Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в предметном мире,
формирование сенсорно-перцептивных действий невозможно без закрепления опыта ребенка в
слове. Через все разделы программы в качестве обязательной прошла задача постепенного
усложнения требований к речевомуопосредованию деятельности учащихся: от овладения
соответствующей терминологией до развернутого сопровождения собственных действий речью
и вербального
определения
цели
и программы
действий,
т. е.
планирования.
При переходе из класса в класс задания усложняются по объёмуи по
позволяет лучше закреплять уже изученный материал.
сложности, что
Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 5-9 классов
разработана на основе требований:
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) образования
обучающихся, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
№ 1599 от 19 декабря 2014 г.;
- адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – АООП) начального общего
образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- рекомендаций ППк, ПМПК и ИПРА (при наличии) обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
- психолого-педагогической диагностики, которая проводится на начальном, промежуточном и
завершающем этапе работы.
Нормативно-правовую основу разработки программы составляют:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации";
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №28 от 28 сентября 2020
года Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №2 Об утверждении
санитарных правил СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности для человека факторов среды обитания»;
Устав школы;
Локальные акты и Положения ГКОУ «Поимская школа-интернат».
Учебный предмет «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» реализуется
черезобязательную часть учебного плана. Рабочая программа «Развитие психомоторики и
сенсорных процессов» для 5-9 классов рассчитана на 340 часов в соответствии с учебным планом
ГКОУ «Поимская школа-интернат»:
5 класс - 68 часов (по 2 часа в неделю);
6 класс - 68 часов (по 2 часа в неделю);
7 класс - 68 часов (по 2 часа в неделю);
8 класс - 68 часов (по 2 часа в неделю);
9 класс - 68 часов (по 2 часа в неделю).
Срок реализации программы - 5 лет.
Продолжительность занятия –20-25 мин.
Форма работы: индивидуально – групповая (до 10 чел.)
На протяжении всего учебного года осуществляется контроль за развитием психомоторных
навыков обучающихся. Результаты диагностики заносятся в «Листы коррекционных занятий» (3
раза в год). В начале и в конце учебного года проводится обследование уровня сформированности
моторных и сенсорных процессов обучающихся (диагностические задания Н.И.Озерецкого,
М.О.Гуревича).
Используемый УМК:
№
Автор/авторский коллектив
1.
Л. А.
Удалова.
Метиева,
Наименование
учебника
Э.Я. Развитие сенсорной сферы
детей.
Класс
Издательство
5-9
Просвещение,
2009 г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ
ПСИХОМОТОРИКИ ИСЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ»
В 5-9 КЛАССАХ
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты:
- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
- давать полное описание объектов и явлений;
- различать противоположно направленные действия и явления;
- видеть временные рамки своей деятельности;
- определять последовательность событий;
- ориентироваться в пространстве;
- целенаправленно выполнять действия по инструкции;
- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
- опосредовать свою деятельность речью;
- проявлять интерес к познанию и самопознанию;
- устанавливать смысловые связи, проделывать мыслительные операции
(обобщение, сравнение, анализ и т.д.)
- проявлять логическое мышление;
- уметь проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и
- побуждений;
- умение сотрудничать;
- уметь понимать и передавать свои чувства.
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Развитие общей и мелкой моторики; графомоторных навыков.
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, кольцеброс, игры с
мячом, обручем). Обучение целенаправленным действиям по трёхзвенной инструкции педагога.
Развитие моторики руки. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование
точности движений (завязывание, развязывание, застёгивание). Обводка контуров изображений
предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур.
Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезание ножницами из
бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике «объёмной» и «рваной»
аппликации.
Тактильно – двигательное восприятие.
Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие – жёсткие, мелкие –
крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая).Работа с
глиной и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной мозаикой.
Кинестетическое и кинетическое развитие.
Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела
(глаза, рот, пальцы). Выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных
ощущений. Выразительность движений – имитация животных (походка гуся, зайца, кенгуру),
инсценирование.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.
Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и
обозначение словом формы 3-4 предметов. Сравнение 2-х объёмных геометрических фигур – круга
и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение
словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий).
Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4-5
предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр.
Цвета тёплые и холодные. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление предмета
или целостной конструкции из более мелких деталей.
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по
наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти; дидактические игры типа «Сложи такой же
узор». Составление картинки из разрезных частей. Нахождение отличительных и общих признаков
на наглядном материале (2картинки). Сравнение трёх предметов, отличающихся незначительными
качествами или свойствами. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.
Определение направления звука в пространстве (справа, слева, спереди, сзади). Выполнение
действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных
произведений. Развитие чувства ритма.
Восприятие пространства.
Ориентировка в помещении по инструкции педагога, вербальное обозначение
пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственногопраксиса.
Моделирование пространственного расположения мебели в комнате по инструкции педагога.
Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные
части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение
предметов по инструкции педагога.
Восприятие времени
Формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни
недели, времена года. Это очень сложный раздел программы для учащихся с интеллектуальными
нарушениями, так как время как объективную реальность представить трудно: оно всегда в
движении, текуче, непрерывно, нематериально. Временные представления менее конкретны, чем,
например, пространственные представления. Восприятие времени больше опирается не на реальные
представления, а на рассуждения о том, что можно сделать за тот или иной временной интервал.
Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны. В основе предложенной системы
лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но
однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному
психическому развитию ребенка (например, развитие мелкой моторики, формирование
представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие
крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной
памяти и т. д.).
Тематическое планирование
5 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Название раздела
Введение. Диагностика.
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков
Тактильно – двигательное восприятие
Кинестетическое и кинетическое развитие
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти
Восприятие пространства и времени
Диагностика.
Всего
Кол- во
часов
2
18
5
4
11
8
4
14
2
68
6 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Название раздела
Введение. Диагностика.
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков
Тактильно – двигательное восприятие
Кинестетическое и кинетическое развитие
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти
Восприятие пространства и времени
Диагностика
Всего
Кол- во
часов
2
12
6
4
10
10
10
12
2
68
7 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Название раздела
Введение. Диагностика.
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков
Тактильно – двигательное восприятие
Кинестетическое и кинетическое развитие
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти
Восприятие пространства и времени
Диагностика
Всего
Кол- во
часов
2
10
8
8
12
10
4
12
2
68
8 класс
№
п/п
1.
Название раздела
Введение. Диагностика.
Кол- во
часов
2
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Развитие коммуникативных навыков
Тактильно – двигательное восприятие
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти
Восприятие пространства и времени
Диагностика
Всего
10
15
14
12
4
9
2
68
9 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Название раздела
Введение. Диагностика.
Развитие коммуникативных навыков
Тактильно – двигательное восприятие
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти
Восприятие пространства и времени
Диагностика
Всего
Кол- во
часов
2
10
15
14
9
4
12
2
68
Список учебно-методической литературы:
1. Метиева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии : сб. игр и игровых
упражнений.– М.: Книголюб, 2017. (Специальная психология).
2. Метиева Л.А., .Удалов Э.Я..Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М: Просвещение, 2019г.
3. Голубь Т.В. Графические диктанты. Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: ВАКО,
2016.
4. Узорова О. В.Пальчиковая гимнастика.– М.:АСТ: Астрель, 2017.
5. Мищенкова П.В. Логика, речь, моторика, творческие способности. Игровые обучающие
занятия с детьми 8 – 10 лет. – Ярославль: Академия развития, 2019.
6. Диагностический альбом Н.Я. Семаго, М.М. Семаго «Оценка развития познавательной
деятельности ребенка (дошкольный и младший школьный возраст)» С-П., «Триумф», 2017г.
7. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для
родителей и педагогов./ Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. –
Ярославль: «Академия развития», 2018.
8. Самоукина Н.В. Первые шаги школьного психолога. Дубна. «Феникс». 2022г.
9. Чистякова М.И. Психогимнастика./Под ред.М.И. Буянова.- М.: - Просвещение, 2020.