Рабочая программа по учебному курсу Изобразительное искусство 4 класс

Изобразительное искусство 4 класс
Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области
«Поимская школа-интернат для обучающихся по адаптированным
образовательным программам»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕЖДАЮ

Заместитель директора по УВР

Директор школы-интерната

____________Кердяшова З.В..

__________Тихонова М.В.

«28 » 08 2024 г.

«30 » 08 2024г.

Рабочая программа
по учебному курсу «Рисование (изобразительное искусство)»
4 класс
Основная. базовая
(адаптированная)

Учитель: Кистенева Н.А.
РАССМОТРЕНО
Протокол № 1 заседания МО учителей
от «28 » 08 2024 г.
Руководитель_________Кистенева Н.А.

ОДОБРЕНО
Решение педсовета
Протокол № 1 от «29 » 08 2024г

с. Поим 2024 год.

Изобразительное искусство 4 класс
Учебный предмет «Рисование (изобразительное искусство)»
4 класс
Пояснительная записка

Количество часов -1 ч в неделю, 34 ч в год.
Уровень программы – адаптированный.
Адаптированная рабочая
программа составлена в соответствии с требованиями
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (приказ МОиН РФ №1599 от 19.12 2014 года), и реализует авторскую
программу под редакцией В.В. Воронковой.
Нормативно – правовую основу разработки программы составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
N 273-ФЗ от 29.12.2012 (с изменениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для
обучающихся с умственной отсталостью;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» ;

- СанПиН 2.4.2.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности для человека факторов среды обитания»;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ (Поимская школа –
интернат» ;
- Устав школы-интернат;
-Локальные акты и Положения ГКОУ «Поимская школа – интернат»
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4
классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.

Изобразительное искусство 4 класс
Цели:
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, эмоциональноэстетического восприятия действительности;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на
плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения
изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к
окружающему миру;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной
деятельности;
- воспитание нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему
народу, Родине, уважения к ее традициям.
Задачи:
-воспитание положительных качеств личности (настойчивости, стремления к познанию,
доброжелательности и др.);
- воспитание интереса к занятиям изобразительной деятельностью;
- развитие эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира;
- развитие познавательной активности, формирование у школьников приемов познания
предметов или явлений действительности с целью их изображения;
- формирование практических умений в разных видах художественно изобразительной
деятельности (в рисовании, аппликации, лепке);
- воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с
правилами (по инструкции) и самостоятельно;
- формирование умения работать коллективно, выполняя определенный этап работы в
цепи заданий для получения результата общей деятельности.
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В
процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и
приемы:
словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
практический метод (упражнения, практическая работа);
репродуктивный метод (работа по алгоритму);
коллективный, индивидуальный;

Изобразительное искусство 4 класс
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Рисование»
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой
предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и
умений, способность их применять в практической деятельности.
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный
и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Вместе с тем отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по
отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому
варианту программы.
Минимальный уровень:
― знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их
свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических
требований при работе с ними;
― знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы
предмета и т.д.;
― знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства:
изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет;
― пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
― знание названий некоторых народных и национальных промыслов,
изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь.
― организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
― владение некоторыми
приемами
лепки (раскатывание, сплющивание,
отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
― рисование по образцу, с натуры, по памяти, по представлению, по воображению
предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания
несложных произведений в соответствии с темой;
― применение приемов работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с
целью передачи фактуры предмета;
― ориентировка в пространстве листа, размещения одного или группы предметов в
соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
― узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных
предметов и действий.
Достаточный уровень:
знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);
знание название некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель,
Городец, Хохлома и др.);
― знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании,
лепке и аппликации;
― знание выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная
поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет, объем и др.;
― знание правил цветоведения, светотени, перспективы, построения орнамента,
стилизации формы предмета и т.д.;

Изобразительное искусство 4 класс
― знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
― знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
― нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах
учебника, рабочей тетради;
― оценка результатов собственной изобразительной деятельности и деятельности
одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
― использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
― применение разнообразных способов лепки;
― различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к
природе, человеку, семье и обществу;
Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью не являются
основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий
класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Личностные результаты освоения программы включают индивидуально-личностные
качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые
ценностные установки. К личностным результатам обучающихся, освоивших программу
«Рисование», относятся:
― положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и
ее результату;
― приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов
искусства;
― воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
― умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать
на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию
(красиво/некрасиво);
― представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в
области изобразительной деятельности, способность к оценке результата
собственной деятельности;
― стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными
материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил
личной гигиены и безопасного труда;
― умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой
деятельности.
― проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и
взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам одноклассников;
― стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметнопрактической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной
изобразительной деятельности;
― стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и
накоплению общекультурного опыта;

Изобразительное искусство 4 класс
Содержание программы
Декоративное рисование
Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и
квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора
(повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать
осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы
оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.
Рисование с натуры
Упражнять обучающихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы;
учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и
треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских
предметов симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения
определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры
светлый и темный оттенки цвета.
Рисование на темы
Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов,
объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке
(ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.
Беседы об изобразительном искусстве
Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин
характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного
искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.
Учебно-тематическое планирование предмета «Изобразительное искусство»
4класс
Количество часов за уч. год -34ч
Количество часов в неделю – 1ч.
№п
\п

1
2
3
4

5
6
7
8
9
10

Тема урока

Рисование с натуры
овощей и фруктов в виде набросков.
Рисование с натуры листа дуба (раздаточный
материал).
Рисование с натуры ветки рябины.
Составление узоров из растительных форм. Беседа
по картинам на тему: «Мы растём на смену
старшим». Л. Кербель. «Трудовые резервы»; С.
«На границе»
Рисование геометрического орнамента - в квадрате.
Рисование на тему «Сказочная избушка».
Беседа: «Декоративно- прикладное искусство.
Богородская игрушка».
Рисование с натуры предметов цилиндрической
формы, расположенные ниже уровня глаз.
Беседа на тему «Золотая хохлома». Декоративное рисование
тррарасписной тарелки
рисование расписной тарелки
Рисование с натуры игрушки - грузовика

К-во
часов

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

Личностные и предметные
результаты освоения учебного
предмета «Изобразительное
искусство»
1)осознание
себя
как
гражданина
России;
формирование чувства гордости за свою Родину;
2)формирование уважительного отношения к иному
мнению, истории и культуре других народов;
3)развитие адекватных представлений о собственных
возможностях,
о
насущно
необходимом
жизнеобеспечении;
4)овладение начальными навыками адаптации в
динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5)овладение
социально-бытовыми
умениями,
используемыми в повседневной жизни;
6)владение навыками коммуникации и принятыми
нормами социального взаимодействия;
7)способность
к
осмыслению
социального
окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
8)принятие
и
освоение
социальной
роли
обучающегося, формирование и развитие социально
значимых мотивов учебной деятельности;
9)развитие навыков сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях;
10)формирование
эстетических
потребностей,
ценностей и чувств;
11)развитие этических чувств, доброжелательности и
эмоционально-нравственной
отзывчивости,

Изобразительное искусство 4 класс
11
12
13
14
15
16
17
18

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Рисование с натуры игрушки - автобуса.
Рисование на тему «Виды транспорта».
Рисование на тему «Моя любимая игрушка»
Рисование с образца геометрического орнамента в
квадрате
Декоративное рисование расписной тарелки
(новогодняя тематика).
Рисование зимнего леса.
Декоративное рисование на тему «Снежинка».
Беседа по картинкам на тему «Кончил дело, гуляй
смело», В. Сигорский «Первый снег», Н. Жуков
«Дай дорогу», С. Григорьев «Вратарь».
Рисование с натуры предмета симметричной
формы. Матрешка.
Рисование с натуры раскладной пирамидки.
Декоративное рисование плаката «Полет в космос».
Рисование с натуры бумажного стаканчика.
Рисование с натуры игрушки экскаватора
Декоративное рисование листка календаря к
празднику 8 марта.
Рисование с натуры кормушки для птиц
Рисование на тему «Пришла весна».
Рассматривание картины Левитана «Март».
Рисование с натуры постройки из элементов
строительного материала.
Декоративное рисование в круге узора из лепестков
(расписное блюдо).
Рисование на тему «Космические корабли в
Рисование с натуры «Часы настенные»
Рисование с натуры в виде набросков столярных
инструментов.
Рисование с натуры - раскрытый зонт.

Рисование с натуры предметов симметричной
формы. Бабочка
34 Беседа на тему «Декоративно - прикладное
искусство» (вышивка, кружево, керамика).
Итого за год: 34часа

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

понимания и сопереживания чувствам других людей;
12)формирование
установки
на
безопасный,
здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
13)формирование готовности к самостоятельной
жизни.
Минимальный уровень:
-знание названий художественных материалов,
инструментов и приспособлений; их свойств,
назначения, правил хранения, обращения и
санитарно-гигиенических требований при работе с
ними;
-пользование материалами для рисования,
аппликации, лепки;
-знание названий предметов, подлежащих
рисованию, лепке и аппликации;
-знание названий некоторых народных и
национальных промыслов, изготавливающих
игрушки: Дымково, Гжель
-организация рабочего места в зависимости от
характера выполняемой работы;
-следование при выполнении работы инструкциям
учителя;
-рисование с натуры предметов несложной формы и
конструкции;
-передача в рисунке содержания несложных
произведений в соответствии с темой;
-применение приемов работы карандашом,
акварельными красками с целью передачи фактуры
предмета;
-ориентировка в пространстве листа.
Достаточный уровень:
-знание основных особенностей некоторых
материалов, используемых в рисовании, лепке и
аппликации; -нахождение необходимой для
выполнения работы информации в материалах
учебника, рабочей тетради;
-следование при выполнении работы инструкциям
учителя или инструкциям, представленным в других
информационных источниках;
-оценка результатов собственной изобразительной
деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво,
аккуратно, похоже на образец);
-рисование с натуры и по памяти после
предварительных наблюдений, передача всех
признаков и свойств изображаемого объекта;
-рисование по воображению.

1

Перечень учебно-методической литературы
1.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4
классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.

Список литературы
Основная литература:
1.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4
классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.

Изобразительное искусство 4 класс
Дополнительная литература
1.
Салмина Н.Г., Глебова А.О. Учимся рисовать. – М.: издательский центр
«Вентана-Граф»,2009г.
2.
Кузин В.С., Кубышкина Э.И., Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1-4
классах.- М.: Просвещение,
1988г.
3.
Полхов - Майдан изделия народных мастеров. Наглядно- дидактическое
пособие.-М.: «Мозаика-синтез», 2005г.
4.
Дымковская игрушка. Наглядно- дидактическое пособие. – М .: «Мозаикасинтез», 2003г.
5.

Хохлома. Наглядно- дидактическое пособие. - М. : «Мозаика-синтез», 2003г.

6.Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учеб. Для общеобразоват.
учреждений. Под. ред.
Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2010.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».