Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области
«Поимская школа – интернат для обучающихся по адаптированным образовательным
программам»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________ Кердяшова З.В..
«28» 08. 2024 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы - интерната
__________Тихонова М.В.
«30» 08 2024 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по художественно – эстетическому творческому направлению
«Театральная каруселька»
1 - 4 класс
(адаптированная)
Учитель: Кистенева Н.А.
РАССМОТРЕНО
Протокол № 1 заседания МО учителей
от «28 » 08 2024 г.
Руководитель________Кистенева Н.А.
ОДОБРЕНО
Решением педсовета
Протокол №1 от «29» 08 2024 г.
с. Поим 2024 г.
Содержание
1. Пояснительная записка ………………………………………………..стр. 3 - 5
2. Паспорт программы
………………………………………………. стр. 6 – 8
3. Список учебно – методической, дополнительной, справочной
литературы
……………………………………………….. стр. 9
4. Материально – техническое обеспечение …………………………… стр. 10 – 11
5. ПРИЛОЖЕНИЕ
- учебно- тематическое планирование;
- календарно – тематическое планирование;
- поурочное планирование;
- дополнительный материал
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по внеурочной деятельности театральной студии «Театр
«Каруселька» разработана для обучающихся 1-4 классов в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования второго поколения на основе программы курса «Театр» для начальной
школы. Автор И.А. Генералова (Образовательная система «Школа 2100» Сборник
программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И.
Фельдштейна). М.: Баласс, 2008);
Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной
из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в
сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается
необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать
возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без
использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество.
Особое место в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим
духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь
средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.
Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен
помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием
делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на
первых порах с педагогом) и играя.
Театрального искусства в школе способно эффективно повлиять на воспитательнообразовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного
диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять
через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение
театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает
воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте –
основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).
Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и
костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение,
творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных
областях деятельности.
Важной формой занятий являются заочные экскурсии в театр, где дети знакомятся
с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр
спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности:
беседы по содержанию и иллюстрирование.
Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями
реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает
общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской
культуры детей.
Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников
художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.
Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества
у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем.
Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном
ими виде деятельности.
Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть
азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт
выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться
выражать свои впечатления в форме рисунка.
Особенно ценно театральное творчество при работе с детьми с ОВЗ.
Театральная деятельность раскрывает все ресурсы ребенка:
физический, эмоциональный, нравственный, познавательный, интеллектуальный. Но
самое главное это развитие происходит в радости и наслаждении.
Поэтому, кукольный театр – это комплексная коррекционная работа:
-коррекция и развитие познавательных процессов (воображения, внимания, памяти,
мышления);
-коррекция мелкой и крупной моторики;
-развитие слухо –моторной координации (согласование речи и движения);
-развитие пространственной ориентировки;
-развитие артикуляционного аппарата;
-развитие коммуникативной сферы.
Театральная деятельность- это средство социализации и интеграции в обществе.
Поскольку, анализируя героев сказок, мотивы их поведения дети учатся понимать что
такое хорошо и что такое плохо. На примере героев учатся правильно вести себя в
обществе.
Кукольный театр – это эффективное средство сближения детей. Эту деятельность можно
назвать КТД. Поскольку каждый ребенок вносит свой вклад в общее дело. А в результате
получается видимый итог. Это повышает самооценку, помогает самоутвердиться, стать
более коммуникабельным, открытым в общении в коллективе детей.
Итогом курса является участие учеников в постановке спектаклей.
Отличительными особенностями и новизной программы является:
- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где
школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о
том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;
- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки
литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология,
вокал и ритмика);
- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество
ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Паспорт программы
Нормативно – правовую основу разработки программы составляют:
- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Приказ Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 г. № 1026 «Об утверждении
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 г. № 28(Постановление главного
государственного санитарного врача РФ).
Устав школы-интерната.
Цель:
-коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами игровой деятельности.
Задачи:
-формирование навыков владения средствами театральной выразительности: -интонацией,
четкостью речи, формирование элементарных навыков кукловождения.
-развитие восприятия слова, четкости, выразительности речи; развитие психических
процессов: внимания, памяти, речи, творческого воображения; развитие представлений о
пространстве и умение ориентироваться в нём; развитие и коррекция эмоциональноволевой сферы (снятие детской агрессии и негативных эмоций); развитие умения
эмоционально расслабляться; снятие детской нерешительности;.
-воспитание интереса к чтению, театральному искусству, культуры общения, стремления
к сотворчеству, интереса к искусству.
Разделы программы:
«Театр»
«Основы актёрского мастерства»
«Просмотр театральных постановок»
«Наш театр»
Содержание программы
Разделы:
1. Театр. В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт,
драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры.
Музыкальное сопровождение. Звук и шумы.
2. Основы актёрского мастерства»
Игры, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов
метода К.С. Станиславского: «от внимания – к воображению».
Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп
речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.
3. Просмотр театральных постановок.
Просмотр спектаклей. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.
4. Наш театр.
Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на занятиях по
внеурочной деятельности. Изготовление костюмов, декораций.
Формы проведения занятий:
игра
беседа
иллюстрирование
изучение основ сценического мастерства
мастерская образа
мастерская костюма, декораций
инсценирование прочитанного произведения
постановка спектакля
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
1. определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
2. проговаривать последовательность действий на уроке;
3. учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией книги;
4. учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
1. ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
2. находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
3. делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
4. преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
1. оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
2. слушать и понимать речь других;
3. выразительно читать и пересказывать текст;
4. договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и
общения и следовать им;
5. учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих
умений:
1. воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в
исполнении учителя, учащихся;
2. отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
3. подробно пересказывать текст;
4. составлять устный рассказ по заданию;
5. соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
6. владеть элементарными навыками средствами театральной выразительности: интонацией, четкостью речи, формирование элементарных навыков
кукловождения.
7.
Курс рассчитан на 4 года обучения в начальной школе:
1 класс - по 1 часа в неделю
2 класс - по 1 часа в неделю
3 класс - по 1 часа в неделю
4 класс – по 1 часа в неделю
Список литературы:
1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического
искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы
Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование.
Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.
3. Похмельных А.А.Образовательная программа «Основы театрального искусства».
youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc
Список рекомендованной литературы:
1. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. М.: «Первое сентября», 2000.
2. Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.
2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009.
3. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI
классов. М., 1990.
4. Как развивать речь с помощью скороговорок? http://skorogovor.ru/интересное/Какразвивать-речь-с-помощью-скороговорок.php
5. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.
6. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/
Материально-техническое обеспечение .
№ п.п
Наименование объектов и средств материально-технического
обеспечения
1.Библиотечный фонд
Книги «Русские народные сказки (бытовые волшебные, о животных)
2. Технические средства
Компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр,
видеокамера
Ширма
Наборы перчаточных кукл
Разнообразная декорация
3. Реквизит
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс (33 часа)
33 рабочих недели.
1 час в неделю- (33 часа в уч. год)
Тема
№ п/п
2021 -2022 уч. г.
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Раздел «Театр»
2
1
В театре
1
1
-
2
Как создается спектакль
1
1
–
Раздел «Основы
актёрского мастерства»
2
3
Игры на развитие внимания
и воображения)
1
1
4
Игры на развитие внимания
и воображения
1
1
Раздел «Просмотр
спектаклей в театрах или
видеодисках»
2
5
Выбор пьесы. Просмотр
кукольного спектакля
«Зайкина избушка» в
видеозаписи
1
1
1
6
Беседа после просмотра
спектакля.
Иллюстрирование.
1
1
1
Раздел «Наш театр»
27
Работа над кукольным
спектаклем «Три
поросенка»
27
Итого
33
7-33
28
4
32
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 класс (34 часа)
2022 -2023 уч. г.
34 рабочих недели.
1 час в неделю- (34 часа в уч. год)
Тема
№ п/п
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Раздел «Театр»
2
1
В театре
1
1
-
2
Как создается спектакль
1
1
–
Раздел «Основы
актёрского мастерства»
2
3
Игры на развитие внимания
и воображения
1
1
4
Игры на развитие внимания
и воображения
1
1
Раздел «Просмотр
спектаклей в театрах или
видеодисках»
2
5
Выбор пьесы. Просмотр
кукольного спектакля
«Зайкина избушка» в
видеозаписи
1
1
1
6
Беседа после просмотра
спектакля.
Иллюстрирование.
1
1
1
Раздел «Наш театр»
28
Работа над кукольным
спектаклем «Зайкина
избушка»
28
Итого
34
7-34
28
4
32
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 класс (34 часа)
34 рабочих недели.
1 час в неделю- (34 часа в уч. год)
Тема
№ п/п
2023 -2024 уч. г.
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Раздел «Театр»
2
1
В театре
1
1
-
2
Как создается спектакль
1
1
–
Раздел «Основы
актёрского мастерства»
2
3
Игры на развитие внимания
и воображения
1
1
4
Игры на развитие внимания
и воображения
1
1
Раздел «Просмотр
спектаклей в театрах или
видеодисках»
2
5
Выбор пьесы. Просмотр
кукольного спектакля «По
щучьему велению» в
видеозаписи
1
1
1
6
Беседа после просмотра
спектакля.
Иллюстрирование.
1
1
1
Раздел «Наш театр»
28
Работа над кукольным
спектаклем «По щучьему
велению»
28
Итого
34
7-34
28
4
30
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4 класс (34 часа) 2024_2025 уч. г.
34 рабочих недели.
1 час в неделю- (34 часа в уч. год)
Тема
№ п/п
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Раздел «Театр»
2
1
В театре
1
1
-
2
Как создается спектакль
1
1
–
Раздел «Основы
актёрского мастерства»
2
3
Игры на развитие внимания
и воображения
1
1
4
Игры на развитие внимания
и воображения
1
1
Раздел «Просмотр
спектаклей в театрах или
видеодисках»
2
5
Выбор пьесы. Просмотр
кукольного спектакля
«Крошечка - Хаврошечка» в
видеозаписи
1
1
1
6
Беседа после просмотра
спектакля.
Иллюстрирование.
1
1
1
Раздел «Наш театр»
28
Работа над кукольным
спектаклем «Крошечка –
Хаврошечка»
28
28
Итого
34
32
7-34