Рабочая программа по учебному курсу Труд 4 класс

Трудовое обучение (Ручной труд) 4 класс

Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской
области «Поимская школа-интернат для обучающихся по адаптированным
образовательным программам»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕЖДАЮ

Заместитель директора по УВР

Директор школы-интерната

____________Кердяшова З.В.

__________Тихонова М.В.

«28 » 08 2024 г.

«30 » 08 2024 г.

Рабочая программа
по учебному курсу «Труд (технология)»
4 класс
Основная. базовая
(адаптированная)

Учитель: Кистенева Н.А.
РАССМОТРЕНО
Протокол № 1 заседания МО учителей
от «28 » 08 2024 г.
Руководитель_________Кистенева Н.А.

ОДОБРЕНО
Решение педсовета
Протокол № 1 от «29 » 08 2024 г.

с. Поим 2024 год.

Трудовое обучение (Ручной труд) 4 класс

Учебный предмет «Труд (технология)»
4 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Количество часов - 2 ч в неделю, 68 ч в год.
Уровень программы – адаптированный.
Адаптированная рабочая
программа составлена в
соответствии
с
требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (приказ МОиН РФ №1599 от 19.12 2014 года), и
реализует авторскую программу под редакцией В.В. Воронковой.
Нормативно – правовую основу разработки программы составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012 (с изменениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для
обучающихся с умственной отсталостью;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» ;

- СанПиН 2.4.2.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности для человека факторов среды обитания»;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ
(Поимская школа –интернат» ;
- Устав школы-интернат;
-Локальные акты и Положения ГКОУ «Поимская школа – интернат»
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
Рабочая программа курса «Трудовое обучение» составлена на основе требований Стандарта
ФГОС для детей с ОВЗ (умственная отсталость), примерной АООП для детей с ОВЗ,
программы В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида для подготовительных, 1-4 классов» М.: «Просвещение» 2009. Данная
программа соответствует Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений

Трудовое обучение (Ручной труд) 4 класс
России и допущена Министерством образования РФ. Учебник Л.А.Кузнецова Технология.
Ручной труд 4 класс. Изд. «Просвещение» СПб.,2018г

Изучение предмета «Ручной труд» в начальной школе направлено на достижение
следующих целей:
Основная цель заключается во всестороннем развитии личности учащегося
младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе
формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному
обучению в старших классах. Его изучение способствует развитию созидательных
возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и
достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Задачи предмета:
― формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой
предметно-преобразующей деятельности человека.
― формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного
мира и о месте в нём человека.
― расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических
традициях в мире вещей.
― расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования.
― формирование практических умений и навыков использования различных
материалов в предметно-преобразующей деятельности.
― формирование интереса к разнообразным видам труда.
― развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти,
воображения, мышления, речи).
― развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация,
обобщение).
― развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование
практических умений.
― развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание,
планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с
поставленной целью).
― формирование информационной грамотности, умения работать с различными
источниками информации.
― формирование
коммуникативной
культуры,
развитие
активности,
целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие
социально ценных качеств личности.
Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных
особенностей, которая предусматривает:
― коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и
целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы,
строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в
трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между
предметами;
― развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения,
обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы,
последовательном изготовлении изделия;
― коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации
путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением
разнообразного трудового материала.

Трудовое обучение (Ручной труд) 4 класс

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
«Ручной труд»
Предметные результаты
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Минимальный уровень
- положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью;
- представление о причинах успеха в предметно-практической деятельности;
- первоначальная ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической
деятельности;
- интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности;
- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых жизненных ситуаций;
- знание основных моральных норм поведения;
- знания о гигиене учебного труда и организации учебного места.
Достаточный уровень:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
-первичных умений оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев
успешности учебной деятельности;
- познавательного интереса к занятиям предметно-практической деятельностью;
- представления о ценности природного мира для практической деятельности человека.
Регулятивные базовые учебные действия
- принимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу
осваиваемой деятельности;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить
соответствующие коррективы;
- первоначальному умению проговаривать свои действия в ретроспективном плане.
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;
- в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения
учебной задачи;
- под руководством учителя осуществлять констатирующий контроль своих действий по
результату.
Познавательные базовые учебные действия
- под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных
пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков;
- проводить в сотрудничестве с учителем сравнение и классификацию объектов труда по
заданным основаниям;
- обобщать: выделять класс объектов по заданному признаку.
– продуктивно пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в
учебной литературе;
– основам смыслового восприятия познавательных текстов;
– выделять существенную информацию из познавательных текстов;
– на основе полученной информации принимать несложные практические решения;
– под руководством учителя ориентироваться на возможное разнообразие способов решения
учебной задачи;
– под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками обобщать: выделять
класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно;

Трудовое обучение (Ручной труд) 4 класс
Коммуникативные базовые учебные действия
- принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;
- понимать важность коллективной работы;
- контролировать свои действия при совместной работе;
- допускать существование различных точек зрения;
- договариваться с партнёрами и приходить к общему решению.
- проявлять инициативу в коллективных творческих работах;
- следить за действиями других участников совместной деятельности;
- принимать другое мнение и позицию;
- строить понятные для партнёра высказывания.
Предметные результаты
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.
– воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметнопреобразующей деятельности человека;
– называть профессии своих родителей;
– организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;
– соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами;
– отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы.
– уважительно относиться к труду людей;
– называть некоторые профессии людей своего региона.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
– узнавать и называть освоенные материалы, их свойства;
– узнавать и называть технологические приёмы ручной обработки материалов,
использовавшихся на уроках;
– выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов технологические приемы их
ручной обработки;
– применять приемы безопасной работы с инструментами: чертежными (линейка),
режущими (ножницы), колющими (швейная игла).
– определять последовательность реализации предложенного учителем замысла;
– комбинировать художественные технологии в одном изделии;
– изготавливать простейшие плоскостные и объёмные изделия по рисункам, схемам.
Конструирование и моделирование.
- выделять детали конструкции, называть их форму и способ соединения;
- изменять вид конструкции;
- анализировать конструкцию изделия по рисунку, схеме;
- изготавливать конструкцию по рисунку или заданным условиям.
- создавать мысленный образ конструкции и воплощать этот образ в материале.
Содержание учебного предмета
Работа с глиной и пластилином
Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Глина
― строительный материал. Применение глины для изготовления посуды. Применение глины
для скульптуры. Пластилин ― материал ручного труда. Организация рабочего места при
выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для
работы с пластилином. Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным,
пластическим, комбинированным.
Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по
картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из

Трудовое обучение (Ручной труд) 4 класс
пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание
одного конца столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные
изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из
пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и
шарообразную форму.
Работа с природными материалами
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды
природных материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки из
природных материалов играли дети в старину). Заготовка природных материалов.
Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы
с ними. Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы
соединения деталей (пластилин, острые палочки).
Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми
шишками. Работа с тростниковой травой. Изготовление игрушек из желудей. Изготовление
игрушек из скорлупы ореха (аппликация, объемные изделия).
Работа с бумагой
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага
для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет,
форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы
с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с
бумагой и картоном:
Разметка бумаги.
Экономная разметка бумаги. Приемы разметки: разметка с помощью шаблоном.
Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона
геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации; разметка с
помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем).
Работа с нитками
Умения
Ориентировка в задании, сравнение образца с натуральным объектом, чучелом,
муляжом с частичной помощью учителя. Изготовление изделий с планированием
учеником ближайшей операции по предметной карте и без нее. Умение по вопросам дать
отчет о последовательности изготовления изделий. Контроль правильности выполнения
изделий с помощью учителя. Самостоятельная краткая оценка своего изделия.
Пространственная ориентировка: правильное расположение деталей, соблюдение
пропорций и размеров, рациональное расположение материала на рабочем месте, деталей
макета на подставке. Более точная ориентировка с помощью учителя на плоскости листа
бумаги, подставки: верхний левый, верхний правый, нижний левый, нижний правый углы;
соответственно этому
определять стороны, указывать с частичной помощью учителя положения: сзади, между,
сверху, снизу, рядом, справа, слева. Употребление в речи слов, характеризующих

Трудовое обучение (Ручной труд) 4 класс
пространственные признаки предметов и пространственные отношения между ними,
операций, материалов, инструментов, приспособлений.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Умения выслушать и повторить за учителем анализ образца изделия,

Сравнивать образец изделия с натуральным объектом,

Пооперационное выполнение работы по словесной инструкции учителя с показом
приемов изготовления.

Ответы на вопросы учителя полными предложениями,

Оценка своего изделия (аккуратное, красивое, похоже на образец и т. д.).


Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объемных изделий с
помощью учителя:

Умение показать и назвать верх, низ, правую и левую сторону листа бумаги;

Разделить лист бумаги на равные части на глаз, правильно складывать по разным
осям.

Правильное расположение листа бумаги, подставки, материалов для работы на
рабочей плоскости.

Анализ формы предметов (плоских и объемных) с помощью и под руководством
учителя:

Показ и называние основных геометрических форм (треугольник, квадрат, круг),


Узнавание и называние форм объемных предметов.

Употребление в речи слов, характеризующих пространственные признаки предметов
и пространственные отношения между ними,

Представление о величине предметов.
Межпредметные связи
М а т е м а т и к а . Счет. Представление о треугольнике, квадрате, прямоугольнике,
круге.
И з о б р а з и т е л ь н о е и с к у с с т в о . Основные и дополнительные цвета.
Аппликация на белом и цветном фоне, геометрический и растительный орнамент.
Развитие устной
речи
и окружающий мир.
Называние
предметов,
их
характеристик,
правильное
построение
простых
нераспространенных предложений при ответах на вопросы. Примечание. Слабые учащиеся к
концу учебного года должны усвоить основные приемы работы с различными материалами,
научиться выслушивать инструкцию, ориентироваться в задании по вопросам учителя,
участвовать в планировании ближайшей операции и с помощью учителя выполнять работу,
уметь показывать и называть верх, низ, правую, левую сторону листа бумаги и объемного
изделия, длинные и короткие, маленькие и большие детали, узнавать и называть основные
геометрические формы.
При необходимости в течение учебного года учитель может вносить в программу
коррективы: изменять последовательность уроков внутри темы, переносить сроки
контрольных работ и др., имея на это объективные причины.

Трудовое обучение (Ручной труд) 4 класс

Учебно-тематическое планирование предмета «Труд (технология)) 4 класс
Количество часов за уч. год -68 ч
Количество часов в неделю – 2 ч.
№
п/
п

Наименование разделов и тем

К-во
часов

Введение. 2 ч
1.

Вводное занятие. Правила поведения на участке.
Распределение обязанностей.

1

2.

Вводное занятие. Т.Б. Инструменты и
приспособления для ручных работ.

1

Работа на пришкольном участке. 8 ч.

1

3

Сбор созревших семян

1

4

Сбор созревших семян

1

5

Очистка клумбы от засохших растений

1

6

Очистка клумбы от засохших растений

1

7

Выборка клубней и луковиц цветочных растений

1

8

Выборка клубней и луковиц цветочных растений

1

9

Вскапывание почвы в цветнике

1

10

Вскапывание почвы в цветнике

1

Работа с бумагой и картоном. 2 5 ч.
11

Виды и свойства бумаги и картона.

1

12

Раскрой и вырезание изделий из бумаги по
шаблону.

1

13

Аппликация «Коврик»

1

14

Аппликация «Дом»

1

15

Аппликация «Автомобиль»

1

16

Аппликация «Гриб, ромашка»

1

17

Конверт для семян

1

18

Аппликация на конверте

1

Личностные и предметные
результаты освоения учебного
предмета «Ручной труд»
- положительное отношение к
занятиям предметно-практической
деятельностью;
- представление о причинах
успеха в предметно-практической
деятельности;
- первоначальная ориентация на
оценку результатов собственной
предметно-практической
деятельности;
- интерес к отдельным видам
предметно-практической
деятельности;
- этические чувства (стыда, вины,
совести) на основе анализа
простых жизненных ситуаций;
- знание основных моральных
норм поведения;
- знания о гигиене учебного труда
и организации учебного места.

Достаточный уровень:
сформированность
- внутренней позиции школьника
на
уровне
положительного
отношения к школе;
-первичных умений оценки работ
и
ответов одноклассников на
основе
заданных
критериев
успешности
учебной
деятельности;
- познавательного интереса к
занятиям предметно-практической
деятельностью;
- представления о ценности
природного
мира
для
практической
деятельности
человека.
-самостоятельно ориентироваться в

Трудовое обучение (Ручной труд) 4 класс
задании;
1

19

Изготовление почтовых конвертов

20

Аппликация на почтовых конвертах

1

21

Изготовление коробок прямоугольной формы

1

22

Аппликация на коробке

1

23

Изготовление коробок квадратной формы

1

24

Аппликация на коробке

1

25

Конверты для карточек.

1

26

Аппликация на конверте для карточек

1

27

Изготовление гирлянды, цепочки.

1

28

Изготовление гирлянды, цепочки.

1

29

Изготовление плоской игрушки «Ёлочка».

1

30

Изготовление плоской игрушки «Ёлочка».

1

31

Изготовление поздравительной открытки «С Новым
годом»

1

Изготовление полумаски.

1

32

- самостоятельно сравнивать образец с
натуральным объектом;
- составлять план работы по вопросам
учителя;
- подбирать материалы и инструменты
для работы с помощью учителя и
самостоятельно, употреблять в речи
технические термины.
- выполнять изделие с помощью учителя
и самостоятельно;
- проводить анализ своего изделия;

- правила техники безопасности при
работе с теми или иными
материалами и инструментами;
- названия материалов и
инструментов.
роль трудовой деятельности в жизни
человека;
• влияние трудовой деятельности
человека на окружающую среду и
здоровье человека;
• виды труда и технологий,
содержание общих приемов трудовой
деятельности;
• назначение, сферы применения,
основные свойства различных
материалов (природных, бумаги и
картона, пластических, текстильных,
металла, древесины);

33

Изготовление объёмной игрушки - оригами
«Котёнок».

1

34

Изготовление объёмной игрушки – оригами
«Лисичка».

1

Изготовление объёмной игрушки - оригами
«Собачка».

1

35

Работа с тканью.

- правила техники безопасности при
работе с теми или иными
материалами и инструментами;
- названия материалов и
инструментов

15 ч.

36

Сведения о получении нитей и тканей

1

37

Макет полот-го переплет. Нитей в ткани из полос
цв.бумаги

1

Трудовое обучение (Ручной труд) 4 класс
1

38

Салфетка – прихватка

39

Салфетка – прихватка

1

40

Украшающий стежок «через край»

1

41

Подушечка для игл

1

42

Подушечка для игл

1

43

Украшающий стежок «Тамбурный»

1

44

Украшающий стежок «Тамбурный»

1

45

Футляр для ручек и карандашей.

1

46

Футляр для ручек и карандашей.

1

47

Украшающий стежок «Крестообразный».

1

48

Украшающий стежок «Крестообразный».

1

49

Изготовление объемной игрушки из ваты
«Цыпленок»

1

50

Изготовление объемной игрушки из ваты
«Цыпленок»

1

51

Пришивание пуговиц со сквозными отверстиями.

1

V. Ремонт одежды. 6 ч.
52

Пришивание пуговиц с ушком и на стойке.

1

53

Ремонт одежды по распоровшемуся шву.

1

54

Ремонт одежды в местах разрыва ткани.

1

55

Изготовление вешалки. Пришивание вешалки
к изделию (полотенце, прихватка).

1

56

Наложение заплаты в виде аппликации.

1

Работа с пластилином.6ч.

1

57

Изделия из пластилина: геометрические тела.

1

58

Изделия из пластилина: геометрические тела.

1

59

Изделия из пластилина: посуда.

1

60

Изделия из пластилина: посуда.

1

61

Изделия из пластилина: модели овощей, фруктов.

1

62

Изделия из пластилина: модели овощей, фруктов.

1

Трудовое обучение (Ручной труд) 4 класс
1

Работа на пришкольном участке. 6 ч.
63

Работа на пришкольном участке.

1

64

Работа на пришкольном участке.

1

65

Работа на пришкольном участке.

1

66

Работа на пришкольном участке.

1

67

Работа на пришкольном участке.

1

68

Работа на пришкольном участке.

1

Итого за учебный год

68 ч

Материально – технического обеспечение:
Технологические карты
Демонстративный материал
Раздаточный материал
Инструменты и материалы
Список литературы
Основная литература:
1.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4
классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
Дополнительная литература
- Л.А. Кузнецова. Ручной труд. Учебник по трудовому обучению для 1 класса
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. С.-Пб.:
Просвещение. 2006.
- Л.В.Куцакова. Конструирование и ручной труд. Пособие для учителя. М.:
Просвещение. 1999.
- Л.А. Неменская, под редакцией Б.М. Неменского. Изобразительное искусство. М.:
Просвещение, 2008.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».