Рабочая программа по учебному курсу Труд 1 класс

Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области «Поимская
школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕЖДАЮ

Заместитель директора по УВР

Директор школы-интерната

____________ Кердяшова З.В.

__________Тихонова М.В.

«_____» ______20____г.

«_____» _______20____г.

Рабочая программа
по учебному курсу «Ручной труд»
1 класс
Основная. базовая
(адаптированная)

Учителя: Золотова Н.С.
РАССМОТРЕНО
Протокол №___заседания МО учителей
от «___»____20____г.
Руководитель_________Кистенёва Н.А.

ОДОБРЕНО
Решение педсовета
Протокол №___ от «___» _______20___г

с. Поим 2024 год.

Учебный предмет «Трудовое обучение (Ручной труд)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Количество часов - 2 ч в неделю, 66 ч в год.
Уровень программы – адаптированный.
Адаптированная рабочая
программа составлена в соответствии с требованиями
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (приказ МОиН РФ №1599 от 19.12 2014 года), и реализует авторскую
программу под редакцией В.В. Воронковой.
Перечень нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N
273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ),
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для
обучающихся с умственной отсталостью;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования,
разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;
Устав школы-интерната.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4
классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
СанПиН 2.4.2.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности для человека факторов среды обитания».
Рабочая программа курса «Трудовое обучение» составлена на основе требований
Стандарта ФГОС для детей с ОВЗ (умственная отсталость), примерной АООП для детей с
ОВЗ, программы В.В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида для подготовительных, 1-4 классов» М.:
«Просвещение» 2009. Данная программа соответствует Базисному учебному плану
общеобразовательных учреждений России и допущена Министерством образования РФ.

Главная цель курса — овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных
жизненных сферах, овладение технологиями, необходимыми для полноценной коммуникации,
социального и трудового взаимодействия.
Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:
 воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения
работать в коллективе и т. д.);



уважение к людям труда;



сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых
качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в
труде, привитие интереса к труду;



формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия,
организованно входить в мастерскую, работать только на своем рабочем месте,
правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании
работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы,
санитарно-гигиенические требования.





Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных
учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию
умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании
умений: ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы); предварительно
планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность
изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их
выполнения);
контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать
качество готовых изделий).
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков
познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной
ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики
рук.
Место учебного предмета «Трудовое обучение» в учебном плане.
На изучение предмета «Трудовое обучение» в 1 классе отводится 2 часа в неделю и 66
часов в год.
Личностными результатами изучения трудового обучения является воспитание и
развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций,
ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим
и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость,
доброжелательность,
общительность,
эмпатия,
самостоятельность,
ответственность,
уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание
трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).

Метапредметными результатами трудового обучения является освоение учащимися
универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса,
так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию,

выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической
задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе
практической реализации, выполнять самооценку результата).
Предметными результатами изучения технологии являются 1)умения работать с разными
видами материалов (бумагой, тканями, пластилином, природным материалом и т.д.), выбирать
способы их обработки в зависимости от их свойств;
2)владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
3)сформированность организационных трудовых умений (правильно располагать материалы
и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарногигиенические требования и т.д.); 4)использование приобретенных знаний и умений для
решения практических задач.
Для этого необходимо развивать рефлексивные способности, умение самостоятельно
двигаться от незнания к знанию. Этот путь идет через осознание того, что известно и
неизвестно, умение формулировать проблему, намечать пути ее решения, выбирать один их них,
проверять его, оценивать полученный результат, а в случае необходимости повторять попытку
до получения качественного результата.
Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве
с различными явлениями материального мира, объединенными общими, присущими им
закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в
технологиях преобразования сырья, энергии, информации.
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Трудовое
обучение» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных
предметов (изобразительного искусства, математики, окружающего мира, русского
(родного) языка, литературного чтения), и позволяет реализовать их в интеллектуальнопрактической деятельности ученика.

Планируемые результаты:
Планируемые предметные результаты освоения предметной области «Трудовое обучение
(Ручной труд):
Минимальный уровень:
знание правил организации рабочего
знание названий и свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда,
правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними; знание названий
инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной
работы с колющими и режущими предметами;
знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования,
соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда; умение
самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой
работы, рационально располагать
инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем
месте; умение анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его
признаки и свойства; определять способы соединения деталей; умение составлять стандартный
план работы по пунктам;
умение владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов; умение
работать с доступными материалами (глиной и пластилином;
природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и металлом;
древесиной; конструировать из металлоконструктора); умение выполнять несложный ремонт
одежды.
Достаточный уровень:
знание правил рациональной организации труда, включающих
упорядоченность действий и самодисциплину; знание об
исторической, культурной и эстетической ценности вещей; знание
видов художественных ремесел;
умение находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
умение руководствоваться правилами безопасной работы режущими и колющими
инструментами, соблюдать санитарно-гигиенические требования при выполнении трудовых
работ;
умение осознанно подбирать материалы их по физическим, декоративно-художественным и
конструктивным свойствам;

Личностные результаты


способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;



положительное отношение к окружающей действительности, готовность
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей







понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о
этических нормах и правилах поведения в современном обществе

к

Содержание учебного предмета «Трудовое обучение (Ручной труд) в 1 классе.
Рабочая программа состоит из разделов:
№
Раздел программы
1

Вводный урок

Кол-во
часов
1

2

Работа с пластилином

17

3

Работа с бумагой

15

4
5

Работа с природным материалом
Работа с бумагой (аппликация)

7
13

6

Работа с нитками

6

7

Работа с нитками (шитье по проколу)

3

8

Работа с бросовым материалом

2

9

Экскурсии
Итого:

2
66

Работа с глиной и пластилином
Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Глина ―
строительный материал. Применение глины для изготовления посуды. Применение глины для
скульптуры. Пластилин ― материал ручного труда. Организация рабочего места при
выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы
с пластилином. Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным,
пластическим, комбинированным.
Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по
картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина),
«скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца
столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия). Лепка из
пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий
имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму.
Работа с природными материалами
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды
природных материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки из природных
материалов играли дети в старину). Заготовка природных материалов. Инструменты,
используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними.
Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы соединения деталей
(пластилин, острые палочки).

Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками.
Работа с тростниковой травой. Изготовление игрушек из желудей. Изготовление игрушек из
скорлупы ореха (аппликация, объемные изделия).
Работа с бумагой
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для
письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма
бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой
и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и
картоном:
Разметка бумаги.
Экономная разметка бумаги. Приемы разметки: разметка с помощью шаблоном.
Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона
геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации; разметка с
помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем).
Работа с нитками
Умения
Ориентировка в задании, сравнение образца с натуральным объектом, чучелом, муляжом с
частичной помощью учителя. Изготовление изделий с планированием учеником ближайшей
операции по предметной карте и без нее. Умение по вопросам дать отчет о
последовательности изготовления изделий. Контроль правильности выполнения изделий с
помощью учителя. Самостоятельная краткая оценка своего изделия. Пространственная
ориентировка: правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров,
рациональное расположение материала на рабочем месте, деталей макета на подставке. Более
точная ориентировка с помощью учителя на плоскости листа бумаги, подставки: верхний
левый, верхний правый, нижний левый, нижний правый углы; соответственно этому
определять стороны, указывать с частичной помощью учителя положения: сзади, между, сверху,
снизу, рядом, справа, слева. Употребление в речи слов, характеризующих пространственные
признаки предметов и пространственные отношения между ними, операций, материалов,
инструментов, приспособлений.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.






Умения выслушать и повторить за учителем анализ образца изделия,
Сравнивать образец изделия с натуральным объектом,
Пооперационное выполнение работы по словесной инструкции учителя с показом
приемов изготовления.
Ответы на вопросы учителя полными предложениями,
Оценка своего изделия (аккуратное, красивое, похоже на образец и т. д.).





Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объемных изделий с
помощью учителя:
Умение показать и назвать верх, низ, правую и левую сторону листа бумаги;






Разделить лист бумаги на равные части на глаз, правильно складывать по разным осям.
Правильное расположение листа бумаги, подставки, материалов для работы на рабочей
плоскости.
Анализ формы предметов (плоских и объемных) с помощью и под руководством учителя:
Показ и называние основных геометрических форм (треугольник, квадрат, круг),






Узнавание и называние форм объемных предметов.
Употребление в речи слов, характеризующих пространственные признаки предметов и
пространственные отношения между ними,
Представление о величине предметов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:



выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды и т.п.);



соблюдения правил личной гигиены безопасных приемов работы с материалами,
инструментами,
бытовой
техникой,
средствами
информационных
и
коммуникационных технологий;





создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
осуществления сотрудничества в процессе совместной работы;
решения несложных учебных и практических задач с применением возможностей
компьютера;





Межпредметные связи
М а т е м а т и к а . Счет в пределах 10. Представление о треугольнике, квадрате,
прямоугольнике, круге.
И з о б р а з и т е л ь н о е и с к у с с т в о . Основные и дополнительные цвета.
Аппликация на белом и цветном фоне, геометрический и растительный орнамент.
Р а з в и т и е у с т н о й р е ч и и о к р у ж а ю щ и йм и р .
Называние предметов, их характеристик, правильное построение простых нераспространенных
предложений при ответах на вопросы. Примечание. Слабые учащиеся к концу учебного года
должны усвоить основные приемы работы с различными материалами, научиться выслушивать
инструкцию, ориентироваться в задании по вопросам учителя, участвовать в планировании
ближайшей операции и с помощью учителя выполнять работу, уметь показывать и называть
верх, низ, правую, левую сторону листа бумаги и объемного изделия, длинные и
короткие, маленькие и большие детали, узнавать и называть основные геометрические формы.

Учебно-тематический планирование предмета «Трудовое обучение (Ручной труд) 1класс
Количество часов за уч. год -66 ч
Количество часов в неделю – 2 ч.
№пп

Тема урока

К-во
часов

1

Человек и труд. Урок труда.

1

2

Правила работы на уроках труда.

1

3

Что надо знать о глине и пластилине. Как
работать с пластилином.

1

4

Лепка предметов овальной формы

1

5

Лепка лесенки и забора

1

6

Лепка предметов шарообразной формы

1

7

Лепка овощей и фруктов

1

8

Что надо знать о природных материалах

1

9

Где используют природные материалы

1

10

Экскурсия влес

1

12

Наклеивание листьев на картон

1

13

Что надо знать о бумаге

1

14

Какие изделия изготавливают из бумаги

1

15

Сорта и виды бумаги. Форма бумаги

1

16

Что надо знать о треугольнике

1

17

Что надо знать о квадрате

1

18

Что надо знать о прямоугольнике

1

19

Инструменты для работы с бумагой. Как
работать с ножницами.

20

Сгибание бумаги, резание по прямым линиям

1

21

Изготовление закладки

1

22

Изготовление пакетиков для семян.

1

23

Резание полосы на квадраты и
прямоугольники по следам сгиба

1

24

Резание по кривым линиям. Работа с
шаблонами.

1

25

Лепка по образцу моркови, перца, груши.

1

Личностные и предметные
результаты освоения
учебного предмета
«Ручной труд»
Уметь анализировать
образец, пооперационно
выполнять выполнять работу
по инструкции учителя,
правильно располагать
материалы на рабочей
плоскости. Уметь
анализировать форму
предмета, называть основные
геометрические фигуры.
Уметь поддерживать порядок
на рабочем месте, бережно
относиться к инструментам и
материалам.
Уметь ориентироваться в
задании по вопросам
учителя, сравнивать образец
изделия с натуральным
объектом по вопросам
учителя. Уметь осуществлять
контроль правильности
расположения деталей и
соблюдения пропорций
Уметь осуществлять
пространственную
ориентировку, анализ
изделия. Уметь
ориентироваться в задании
по вопросам учителя,
контролировать с помощью
учителя правильность
выполнения работы. Знать
названия инструментов и
материалов.

26

Лепка по образцу грибов

1

27

Лепка по образу букв и цифр на подложке.

1

28

Изготовление по образцу цветка.

1

29

Изготовление по образцу бабочки.

1

30

Изготовление елочных гирлянд из полос
цветной бумаги. Цепочка

1

31

Изготовление деталей аппликации на флажки.

1

32

Изготовление по образцу флажков из цветной
бумаги

1

33

Лепка по образцу рельефов букв и цифр

1

34

Лепка по образцу стилизованной фигуры
человека

1

35

Изготовление по образцу совы

1

36

Складывание фигурок из бумаги

37

Изготовление по образцу пингвина

1

38

Аппликация «Снеговик»

1

39

Аппликация «Домик»

1

40

Орнамент в полосе из геометрических фигур

1

41

Что надо знать о нитках. Откуда берутся
нитки.

42

Свойства ниток. Цвет ниток.

43

Как работать с нитками

44

Наматывание ниток.

45

Изготовление кисточки из ниток.

41

Составление коллекции ниток

1

46

Витье шнура из толстых ниток

1

47

Лепка по образцу животных. Котенок

1

48

Лепка по образцу животных. Лошадка

1

Уметь выполнять работу с
планированием ближайшей
операции, кратко оценивать
свои изделия с указанием
достоинств и недостатков.
Уметь осуществлять текущий
самоконтроль, ориентировку
в задании. Знать названия
приспособлений и
материалов, технику
безопасности при работе с
инструментами.
Уметь выполнять
практические упражнения по
наматыванию ниток на
основу, называть
инструменты и материалы
Уметь ориентироваться в
задании, сравнивать образец
с натуральным предметом
.Уметь выполнять работу,
опираясь на предметную
карту. Осуществление
самоконтроля и самооценки.
Осуществление
пространственной
ориентировки, соблюдение
пропорций.
Знать технику безопасности
при работе с иглой, уметь

49

Лепка по образцу елочки

1

50

Лепка по образцу Снегурочки

1

51

Вырезание из бумаги предметов округлой
формы.

1

52

Вырезание из бумаги круга

1

53

Вырезание из бумаги овала

1

54

Складывание фигурок из бумаги. Пароходик.

1

55

Складывание фигурок из бумаги. Стрела.

1

56

Симметричное вырезание из бумаги,
сложенной пополам. Плетеный коврик

1

57

Симметричное вырезание из бумаги,
сложенной пополам. Птица.

1

58

Изготовление орнамента в полосе из
растительных форм.

1

59

Изготовление орнамента в полосе из
растительных форм: гриб-ёлочка.

1

60

Упражнения по вдеванию нитки в иголку.

1

Закрепление нитки в начале и конце строчки
61

Как работать с нитками. Инструменты для
швейных работ.

1

62

Приемы шитья.

1

63

Вышивание. Приемы вышивания.

1

64

Шитьё по проколам способом «игла вверхвниз» на полосе картона (закладка для книги).

1

65

Вышивание по готовым проколам
геометрических фигур: круга, квадрата,
треугольника.

1

66

Вышивание по готовым проколам контуров
овощей и фруктов. Закрашивание контура

1

выполнять практические
упражнения по шитью по
проколам. Уметь
самостоятельно работать,
опираясь на образец и
технологическую карту.
Уметь осуществлять текущий
самоконтроль, делать
краткую самооценку. Знать
названия инструментов и
материалов.

Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и пособия:

- Л.А. Кузнецова. Ручной труд. Учебник по трудовому обучению для 1 класса
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. С.-Пб.:
Просвещение. 2006.
- Л.В.Куцакова. Конструирование и ручной труд. Пособие для учителя. М.: Просвещение.
1999.
- Л.А. Кузнецова. Рабочая тетрадь № 1, 2 к учебнику РУЧНОЙ ТРУД в 1 классе. С.-Пб.:
Просвещение. 2008.
- Л.А. Неменская, под редакцией Б.М. Неменского. Изобразительное искусство. М.:
Просвещение, 2008.
Дидактические материалы:





Литературные произведения;







Шаблоны, трафареты;
Набор иллюстраций;
Образцы изделий;
Инструменты, материалы;
Дидактические игры;

Технические средства обучения:




 Учебные столы.
 Магнитная доска.
Мультимедийный проектор.
Компьютер.





Документ камера.
Интерактивная доска.
Электронное приложение к учебнику «Технология» 1 класс, издательство «Просвещение».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».