Рабочая программа по учебному курсу Мир природы и человека 1 класс

Мир природы и человека 1 класс

Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области «Поимская
школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕЖДАЮ

Заместитель директора по УВР

Директор школы-интерната

____________ Кердяшова З.В.

__________Тихонова М.В.

«_____» ______20____г.

«_____» _______20____г.

Рабочая программа
по учебному курсу «Мир природы и человека»
1 класс
Основная. базовая
(адаптированная)

Учителя: Золотова Н.С.

РАССМОТРЕНО
Протокол №___заседания МО учителей
от «___»____20____г.
Руководитель_________Кистенёва Н.А.

ОДОБРЕНО
Решение педсовета
Протокол №___ от «___» _______20___г

с. Поим 2024 год.

Мир природы и человека 1 класс

Учебный предмет «Мир природы и человека»
1 класс
Пояснительная записка.
Количество часов -2 ч в неделю, 66 ч в год.
Уровень программы – адаптированный.
Адаптированная рабочая
программа составлена в соответствии с требованиями
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (приказ МОиН РФ №1599 от 19.12 2014 года), и реализует авторскую
программу под редакцией В.В. Воронковой.
Перечень нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013
N 203-ФЗ),
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для
обучающихся с умственной отсталостью;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Примерная адаптированная основная образовательная программа общего
образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;
Устав школы-интернат.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4
классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
СанПиН 2.4.2.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности для человека факторов среды обитания».
Программа ориентирована на использование учебника: Матвеева Н. Б., Котина М. С., Куртова
Т. О « Живой мир» Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида 1класс. Матвеева
Н. Б., Котина М. С., Куртова Т. О. « Живой мир» М.: Просвещение, 2014 .

Мир природы и человека 1 класс

Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании
первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших
взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования
естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений
наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями
окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные
связи между природными явлениями и жизнью человека.
При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные
данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции,
поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам,
который выдвигает на первый план обеспечение:
―полисенсорности восприятия объектов; ―практического взаимодействия обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с
предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или
в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
―накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через
взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом,
иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных
задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения закрепления
представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и
накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и
учебной деятельности;
―постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета
познания, преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено
формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке,
месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая
направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к
использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как
биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной
жизни в конкретных условиях.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Мир природы и человека» входит в обязательную часть адаптированной
основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и
реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими
правилами и нормами.

Мир природы и человека 1 класс

Содержание тем учебного предмета (курса) «Мир природы и человека».
1 класс
66 часов/в год
Сезонные изменения
Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце
(по результатам наблюдений).. Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни.
Неделя и месяц.
Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года
(изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека) Месяцы осенние,
зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь
Осень ― начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима - начало, середина, конец
зимы. Весна – ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена времен года
Сезонные изменения в неживой природе
Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием
подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло –холодно,
жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег – дождь, иней, град); ветер (холодный –
теплый, направление и сила, на основе наблюдений); солнце (яркое –тусклое, большое –
маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи,
покрылись льдом, теплая -холодная вода), почвы (сухая -влажная –заморозки).
Растения и животные в разное время года
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года.
Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных.
Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка
птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц.
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды,
предполагаемых занятий (игры, наблюдения, Игры детей в разные сезоны года.
Неживая природа
Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов
неживой природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и
заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение.
Живая природа Растения
Растения культурные. Овощи. Фрукты.Ягоды. Внешний вид, место произрастания,
использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу.
Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход.
Растения дикорастущие. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.
Животные
Животные домашние. Звери.Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия
обитания, чем кормятся сами животные Животные дикие. Звери. Названия. Внешнее
строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе.
Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период
гнездования Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы,уход за комнатными

Мир природы и человека 1 класс

растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим
растениям, правили сбора урожая грибов и лесных ягод.
Человек
Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка в
схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа,
ногти, волосы.
Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости
рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы чувств человека (глаза, уши,
нос, язык, кожа).
Безопасное поведение
Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю,
элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где
болит). Поведение при оказании медицинской помощи. Безопасное поведение в природе.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы
светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение
взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила
безопасного поведения в общественном транспорте.

Мир природы и человека 1 класс

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Мир природы и
человека»
Личностные результаты
1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3)развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5)овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6)владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7)способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8)принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
9)развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
10)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
11)формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный.
Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательным для
всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной
отсталостью.
Минимальный уровень:
-представления о назначении объектов изучения; -узнавание и называние изученных
объектов на иллюстрациях, фотографиях;
-отнесение изученных объектов к определенным группам (видородовые понятия); называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе; представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
-знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни; ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
-составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об
изученных объектах по предложенному плану; -адекватное взаимодействие с изученными
объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в
школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.

Мир природы и человека 1 класс

Достаточный уровень:
-представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем
мире;
-узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
-отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований
для классификации;
-знание отличительных существенных признаков групп объектов;
-знание правил гигиены органов чувств;
-знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом
возрастных особенностей;
-проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с
детьми;
-адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира; -соблюдение элементарных
санитарно-гигиенических норм.

Мир природы и человека 1 класс

Учебно-тематический планирование предмета «Мир природы и человека»
1класс
Количество часов за уч. год -66 ч
Количество часов в неделю – 2ч.
№
урока

Название темы

Колво
час.

Личностные и предметные результаты
освоения учебного предмета «Мир природы
и человека»

1

Личностные результаты

2.

Введение. Экскурсия, наблюдение за
объектами природы.
Объекты живой и неживой природы.

1

3.

Земля и солнце.

1

4.
5.

Значение солнца.
Солнце и жизнь растений.

1
1

6.

День и ночь.

1

7.

Небо днем и ночью.

1

8.

Сутки.

1

9.

Занятия людей в течение суток.

1

10.

1

11.
12.
13.
14.

Обобщение полученных знаний.
Сезонные изменения (времена
года). (20 часов)
Осень.
Признаки осени.
Признаки осени.
Занятия и одежда детей осенью.

15.
16.
17.
18.
19.

Обобщение знаний по теме «Осень».
Зима.
Признаки зимы.
Признаки зимы.
Одежда и занятия детей зимой.

1
1
1
1
1

20.
21.
22.

Обобщение знаний по теме «Зима».
Весна.
Признаки весны.

1
1
1

23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

Признаки весны.
Одежда и занятия детей весной.
Обобщение знаний по теме «Весна».
Лето.
Признаки лета.
Признаки лета.
Одежда и занятия детей летом.
Обобщение знаний по теме «Лето».

1
1
1
1
1
1
1
1

1)осознание себя как гражданина России;
формирование чувства гордости за свою
Родину;
2)формирование
уважительного
отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
3)развитие адекватных представлений о
собственных
возможностях,
о
насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4)овладение начальными навыками адаптации в
динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
5)овладение социально-бытовыми умениями,
используемыми в повседневной жизни;
6)владение
навыками
коммуникации
и
принятыми
нормами
социального
взаимодействия;
7)способность к осмыслению социального
окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
8)принятие и освоение социальной роли
обучающегося, формирование и развитие
социально
значимых
мотивов
учебной
деятельности;
9)развитие
навыков
сотрудничества
с
взрослыми
и
сверстниками
в
разных
социальных ситуациях;
10)развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
11)формирование
готовности
к
самостоятельной жизни.

Неживая природа. (10 часов)
1.

1
1
1
1

Предметные результаты
Программа определяет два уровня овладения
предметными результатами: минимальный и
достаточный.
Достаточный уровень овладения предметными
результатами не является обязательным для

Мир природы и человека 1 класс

31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.

Растения (10 часов).
Растения.
Строение и сходство растений.
Различие растений.
Разнообразие цветов.
Семена.
Плоды растений.
Плоды растений.
Приспособления растений к
сезонным изменения в природе.
Приспособления растений к разным
условиям жизни.
Растения (обобщающий урок).
Животные (10 часов)
Животные.
Строение и сходство животных.
Различие животных.
Различие животных.
Детеныши животных.
Домашние животные.
Дикие животные.
Приспособления животных к
различным условиям жизни.
Приспособление животных к
временам года.
Животные (обобщающий урок).
Человек (16 часов)
Человек.
Части тела человека.
Гигиенические навыки.
Лицо человека.
Глаза.
Глаза.
Уши.
Уши.
Нос.
Нос.
Рот.
Рот.
Кожа.
Кожа.
Осанка.
Обобщение и закрепление знаний по
теме.

Итого за учебный год 66 часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным
для
всех обучающихся с
умственной
отсталостью.
Минимальный уровень:
-представления
о
назначении
объектов
изучения; -узнавание и называние изученных
объектов на иллюстрациях, фотографиях;
-отнесение
изученных
объектов
к
определенным группам (видородовые понятия);
-называние сходных объектов, отнесенных к
одной и той же изучаемой группе; представления об элементарных правилах
безопасного поведения в природе и обществе; знание требований к режиму дня школьника и
понимание необходимости его выполнения; знание основных правил личной гигиены и
выполнение их в повседневной жизни; ухаживание за комнатными растениями;
кормление зимующих птиц;
-составление
повествовательного
или
описательного рассказа из 3-5 предложений об
изученных объектах по предложенному плану;
-адекватное взаимодействие с изученными
объектами окружающего мира в учебных
ситуациях; адекватно поведение в классе, в
школе, на улице в условиях реальной или
смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
-представления
о
взаимосвязях
между
изученными
объектами,
их
месте
в
окружающем мире;
-узнавание и называние изученных объектов в
натуральном виде в естественных условиях;
-отнесение
изученных
объектов
к
определенным группам с учетом различных
оснований для классификации;
-знание
отличительных
существенных
признаков групп объектов;
-знание правил гигиены органов чувств;
-знание некоторых правила безопасного
поведения в природе и обществе с учетом
возрастных особенностей;
-проявление
активности
в
организации
совместной деятельности и ситуативном
общении с детьми;
-адекватное взаимодействие с объектами
окружающего
мира;
-соблюдение
элементарных санитарно-гигиенических норм.

Мир природы и человека 1 класс

Учебный предмет «Мир природы и человека» 1 класс
Перечень учебно-методической литературы

1.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
2. Матвеева Н. Б., Котина М. С., Куртова Т. О « Живой мир» Учебник для специальных
(коррекционных) школ VIII вида 1класс. Матвеева Н. Б., Котина М. С., Куртова Т. О. «
Живой мир» М.: Просвещение, 2014.
Список литературы
Основная литература:
1.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4
классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
2. Матвеева Н. Б., Котина М. С., Куртова Т. О « Живой мир» Учебник для специальных
(коррекционных) школ VIII вида 1класс. Матвеева Н. Б., Котина М. С., Куртова Т. О. «
Живой мир» М.: Просвещение, 2014.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».