Рабочая программа по учебному курсу Чтение 4 класс

Чтение 4 класс

Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области
«Поимская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным
программам»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕЖДАЮ

Заместитель директора по УВР

Директор школы-интерната

____________Кердяшова З.В.

__________Тихонова М.В.

« 28 » 08 2024г.

«30» 08

2024 г.

Рабочая программа
по учебному курсу «Чтение»
4 класс
Основная. базовая
(адаптированная)

Учитель: Кистенева Н.А.
РАССМОТРЕНО
Протокол № 1 заседания МО учителей
от «28 » 08 2024 г.
Руководитель_________Кистенева Н.А.

ОДОБРЕНО
Решение педсовета
Протокол № 1 от «29 » 08 2024 г.

с. Поим 2024 год.

Чтение 4 класс

Учебный предмет «Чтение» 4 класс
Пояснительная записка.
Количество часов - 4 ч в неделю, 136 ч в год.
Уровень программы – адаптированный.
Адаптированная рабочая
программа составлена в соответствии с требованиями
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (приказ МОиН РФ №1599 от 19.12 2014 года), и реализует авторскую
программу под редакцией В.В. Воронковой.
Нормативно – правовую основу разработки программы составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N
273-ФЗ от 29.12.2012 (с изменениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для
обучающихся с умственной отсталостью;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)» ;

- СанПиН 2.4.2.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности для человека факторов среды обитания»;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ (Поимская школа –
интернат» ;
- Устав школы-интернат;
-Локальные акты и Положения ГКОУ «Поимская школа – интернат»
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4
классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
Учебник «Чтение» 4 класс в двух частях для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы В 2 частях. Автор -составитель
С.Ю. Ильина, М. "Просвещение", 2020 г..

Чтение 4 класс

Предмет «Чтение» входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной
программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в урочной
деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
Основной целью обучения чтения является:
- научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать
его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.
Исходя из основной цели, задачами обучения чтения является:
- воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как процессу;
- формирование у обучающихся техники чтения: правильного (без искажения звукового состава слов
и с правильным ударением) и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от
послогового чтения к чтению целым словом формирование у детей навыков сознательного чтения:
читать доступный пониманию текст вслух, шёпотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать
содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время
коллективного анализа;
- развитие у обучающихся умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя,
спрашивать одноклассников о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном,
дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать
предполагаемый ответ.
- учить самостоятельно работать с книгой.
Для чтения подобраны произведения народного творчества, классиков русской литературы,
зарубежной литературы, доступные понимаю статьи из газет и журналов. В процессе обучения
чтению у обучающихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в
содержании прочитанного.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных
интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. Постоянное внимание
следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым дети с нарушением интеллекта
в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет
понимание прочитанного.
Беглое чтение, т.е. плавное, в темпе разговорной речи, чтение вслух формируется постепенно.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень
важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, т.к. этот
вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся
овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической
работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного
запаса, обучение правильному построению предложений и в процессе упражнений в
воспроизведении прочитанного. С этой целью в зависимости от сложности текста используются
вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у
обучающихся, развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию
произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг,
читательской культуры, посещения библиотеки, умения выбирать книгу по интересу.
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок . В процессе обучения
школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
- словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
- наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);

Чтение 4 класс
- практический метод (упражнения, практическая работа);
- репродуктивный метод (работа по алгоритму);
- коллективный, индивидуальный;
- творческий метод;

Содержание изучаемого предмета
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
·

Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя.

·
Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями,
логического ударения, необходимой интонации.
ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО
·
Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности
и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям.
Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана.
Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи.
·
Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом
детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков;
выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ
·

Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным.

·

Заучивание наизусть стихотворений, басен.

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ
Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов;
называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию;
рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА
·

Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей.

·

Рассказы и стихотворения о героизме народа во время войны.

·

Общественно полезные дела школьников.

·
Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о природе, жизни
животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года.
·

Практические грамматические упражнения, правописание и развитие речи

При необходимости в течение учебного года учитель может вносить в программу
коррективы: изменять последовательность уроков внутри темы, переносить сроки
контрольных работ и др., имея на это объективные причины.

Чтение 4 класс

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
«Чтение» 4 класс
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление
гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского
общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве
и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и
чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать
поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать
поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и
духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
2) активное использование речевых средств, для решения познавательных задач;
3) овладение навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевого
высказывания, составления текстов в устной форме;
4) овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, установления причинноследственных связей;
5) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право
каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения
и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине
и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о
добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя,
элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с
использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное); умение
осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их
обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинноследственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать
их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

Чтение 4 класс

Предметные результаты
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный.
Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательным для
всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной
отсталостью.
Минимальный уровень:
- осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами;
- пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;
- участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
- выразительное чтение наизусть стихотворений.
Достаточный уровень:
- чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по
семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном
голоса и темпом речи;
- ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
- определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
- чтение текста молча с выполнением заданий учителя;
- определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;
- чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности
(после предварительного разбора);
- пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;
- выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.

Чтение 4 класс
Учебно-тематический планирование предмета «Чтение»
4 класс
Количество часов за уч. год -136 ч
Количество часов в неделю – 4ч.
№уро
ка
п/п

Колво
часов

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

32.
33.
34.
35.
36.
37.

1
1
1
1
1
1

38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.

1
1
1
1
1
1
1

Тема урока

Школьная жизнь.
Снова в школу. По Н. Носову
Жил-был Учитель. Э. Мошковская
Чему учат в школе.М.Пляцковский
Поздравление. По. Ю. Ермолову
Как маруся дежурила. По Е. Шварцу.
Шум и Шумок. По Е. Ильиной.
Почему сороконожки опоздали на урок. В. Орлов
Три желания Вити. По Л. Каминскому
Читалочка. В. Берестов
Зарубите на носу. По М. Бартеньеву
Обобщающий урок по теме «Школьная жизнь»
Внеклассное чтение по теме «Школьная жизнь»
Время листьям опадать
Желтой краской кто-то… Н. Антонова
Осенняя сказка. По Н. Абрамцевой
Подарки осени. Е. Благинина
Лесные подарки. По. Л. Воронковой.
Лес осенью А. Твардовский
В осеннем лесу. По. В. Путилиной
Славная осень! Н. Некрасов
Отчего осень грустна. По Э. Шиму
Три сойки. По. Ю. Ковалю.
Холодная зимовка. По Н. Сладкову.
Скучная картина. А. Плещеев.
Сказка про маленького жучка. По О. Иваненко
Пчелы и мухи. По К. Ушинскому.
Время листьям опадать. По Г. Граубину
Проверка техники чтения.
Загадки.
Обобщающий урок по теме « Время листьям опадать»
Внеклассное чтение по теме « Время листьям опадать»
Делу – время, потехе - час
Пекла кошка пирожки (Русская потешка)
Прятки. По Н. Носову
Жмурки. По М. Булатову
Сенокос (Чешская потешка)
Карусели. По Л. Пантелееву
Обобщающий урок по теме «Делу - время, потехе – час»
В мире животных
Бодливая корова. По К. Ушинскому
Упрямый котенок. По В. Бирюкову
Пушок. По В. Гаранжину
Томка. По В. Чарушину
Охотник и собаки. По Б. Житкову
Чук заболел. По Л. Матвеевой
Хитрый бурундук. Г. Снегирев.
Барсучья кладовая. По. А. Баркову

Личностные и
предметные результаты
освоения учебного
предмета «Чтение»
Личностные результаты:
1) формирование чувства
гордости за свою Родину, её
историю, российский народ,
становление гуманистических и
демократических ценностных
ориентации
многонационального
российского общества;
2) формирование
средствами литературных
произведений целостного
взгляда на мир в единстве и
разнообразии природы, народов,
культур и религий;
3) воспитание
художественно-эстетического
вкуса, эстетических
потребностей, ценностей и
чувств на основе опыта
слушания и заучивания наизусть
произведений художественной
литературы;
4) развитие этических
чувств, доброжелательности и
эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других
людей;
5) формирование
уважительного отношения к
иному мнению, истории и
культуре других народов,
выработка умения терпимо
относиться к людям иной
национальной принадлежности;
6) овладение начальными
навыками адаптации к школе, к
школьному коллективу;
7) принятие и освоение
социальной роли обучающегося,
развитие мотивов учебной
деятельности и формирование
личностного смысла учения;
8) развитие
самостоятельности и личной
ответственности за свои
поступки на основе
представлений о нравственных
нормах общения;
9) развитие навыков
сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения
избегать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций,
умения сравнивать поступки
героев литературных
произведений со своими
собственными поступками,
осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к

Чтение 4 класс
45.
46.
47.
48.
49.
50.

1
1
1
1
1
1

51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.

1
1
1
1
1
1
1

58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

96.
97.

1
1

1
1
1
1
1

Гостья. По А. Дорохову
Игрушки лисят. Г. Корольков
Лиса. По Ю. Дмитриеву
Обобщающий урок по теме «В мире животных»
Внеклассное чтение по теме «В мире животных»
Жизнь дана на добрые дела
Миша – мастер. Г. Ладонщиков
Пичугин мост. По Е. Пермяку
Михаськин сад. В. Хомченко
Когда люди радуются. По С. Баруздину
Про каникулы и полезные дела. По Ю Ермолаеву
Котенок. Е. Благинина
Птичка. В. Голявкин
Зима наступила
Снег идет. По Л. Воронковой
Снегурочка. А. Слащев
Зима. И. Суриков
Декабрь. С. Маршак
Елка. По В. Сутееву
Вечер под Рождество. По Л. Клавдиной
Где лежало «спасибо»? М. Садовский
На горке. По Н. Носову
Как Солнце с Морозом поссорилось. А. Бродский
Зимняя сказка. П. Головкин
Митины друзья. Г. Скребицкий
Снежная шапка. В. Бирюков
В шубах и шапках. По А. Тумбасову
Не ветер бушует над бором. Н. Некрасов
Находчивый медведь. По В. Бианки
Зимние приметы. По А. Спирину
Обобщающий урок по теме «Зима наступила»
Внеклассное чтение по теме «Зима Наступила»
Веселые истории
Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н. Носову
Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н. Носову
Одни неприятности. Г. Остер
Однажды утром. М. Пляцковский
Почему комары кусаются. В. Бирюков
Вот какой рассеянный. С. Маршак
Две лишние коробки. По О. Кургузову
Обобщающий урок по теме «Веселые истории»
В мире волшебной сказки
Хаврошечка. (Русская народная сказка)
Хаврошечка. (Русская народная сказка)
Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке.
Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке.
У лукоморья дуб зеленый. А. Пушкин
Подарки феи. Ш. Перро
Подарки феи. Ш. Перро
Горшочек каши. Братья Гримм
Наши сказки. По В. Порудоминскому
Обобщающий урок по теме « В мире волшебной сказки»
Внеклассное чтение по теме « В мире волшебной сказки»
Полюбуйся, весна наступает
Март. В. Алферов
Восьмое марта. По М. Фроловой
Восьмое марта. По М. Фроловой

творческому труду и бережному
отношению к материальным и
духовным ценностям,
формирование установки на
безопасный, здоровый образ
жизни.
Метапредметные результаты:
1) формирование умения
понимать причины
успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности
конструктивно действовать
даже в ситуациях неуспеха;
2) активное
использование речевых средств,
для решения познавательных
задач;
3) овладение навыками
смыслового чтения текстов,
осознанного построения
речевого высказывания,
составления текстов в устной
форме;
4) овладение
логическими действиями
сравнения, анализа, обобщения,
установления причинноследственных связей;
5) готовность слушать
собеседника и вести диалог,
признавать различные точки
зрения и право каждого иметь и
излагать своё мнение и
аргументировать свою точку
зрения и оценку событий.
Предметные результаты:
1) понимание литературы
как явления национальной и
мировой культуры, средства
сохранения и передачи
нравственных ценностей и
традиций;
2) осознание значимости
чтения для личного развития;
формирование представлений о
Родине и её людях,
окружающем мире, культуре,
первоначальных этических
представлений, понятий о добре
и зле, дружбе, честности;
формирование потребности в
систематическом чтении;
3) достижение
необходимого для продолжения
образования уровня
читательской компетентности,
общего речевого развития, т. е.
овладение чтением вслух и про
себя, элементарными приёмами
анализа художественных,
научно-познавательных и
учебных текстов с
использованием элементарных
литературоведческих понятий;
4) использование разных
видов чтения (изучающее
(смысловое), выборочное);
умение осознанно воспринимать
и оценивать содержание и
специфику различных текстов,
участвовать в их обсуждении,
давать и обосновывать
нравственную оценку поступков
героев;
5) умение использовать

Чтение 4 класс
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.

1

121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.
134.
135.
136.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Забота. Е. Благинина
Бабушкина вешалка. По А. Соколовскому
Последняя льдина. По В. Бианки
Весна. А. Плещеев
Скворцы прилетели. По А. Баркову
Всему свой срок. По Э. Шиму
Полюбуйся, весна наступает. И. Никитин
Весенний вечер. По Ю. Ковалю
Опасная красавица. По Ю. Дмитриеву
Обобщающий урок по теме « Полюбуйся, весна наступает»
Внеклассное чтение по теме « Полюбуйся, весна наступает»
Родная земля
Царь-колокол. М. Ильин
Город на Неве. С. Васильева
Где всего прекрасней на земле. Д. Павлычко
Сочинение на тему. С. Вербова
Какое это слово? По Л. Кассилю
Главное дело. По Б. Никольскому
Защита. А. Усачев
Никто не знает, но помнят все. По Л. Кассилю
День победы. Т. Белозеров
Обобщающий урок по теме « Родная земля»
Внеклассное чтение по теме « Родная земля»
Лето пришло
Ливень. С. Козлов
Тучка. Г. Граубин
Хитрый одуванчик. Н. Павлова
Хитрый одуванчик. Н. Павлова
Одуванчик. Е. Благинина
Встреча со змеей. По А. Дорохову
Летний снег. А. Бродский
После зимы будет лето. В. Голявкин
Хозяюшка. О. Тарнопольская
Летние приметы. По А. Спирину
Обобщающий урок по теме « Лето пришло»
Внеклассное чтение по теме « Лето пришло»
Проверка техники чтения
Повторение
Повторение
Повторение
Повторение

простейшие виды анализа
различных текстов:
устанавливать причинноследственные связи и
определять главную мысль
произведения, делить текст на
части, озаглавливать их,
составлять простой план,
находить средства
выразительности, пересказывать
произведение;
Минимальный уровень:
- осознанное и правильное
чтение текст вслух по слогам и
целыми словами;
- пересказ содержания
прочитанного текста по
вопросам;
- участие в коллективной работе
по оценке поступков героев и
событий;
- выразительное чтение
наизусть стихотворений.
Достаточный уровень:
- чтение текста после
предварительного анализа вслух
целыми словами (сложные по
семантике и структуре слова ―
по слогам) с соблюдением пауз,
с соответствующим тоном
голоса и темпом речи;
- ответы на вопросы учителя по
прочитанному тексту;
- определение основной мысли
текста после предварительного
его анализа;
- чтение текста молча с
выполнением заданий учителя;
- определение главных
действующих лиц
произведения; элементарная
оценка их поступков;
- чтение диалогов по ролям с
использованием некоторых
средств устной выразительности
(после предварительного
разбора);
- пересказ текста по частям с
опорой на вопросы учителя,
картинный план или
иллюстрацию;
- выразительное чтение
наизусть 7-8 стихотворений.

Итого за учебный год 136 часов

Литература

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
подготовительный, 1 – 4 классы под редакцией В.В. Воронковой, Москва «Просвещение»
2009.
2. Учебник «Чтение» 4 класс в двух частях для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы В 2 частях. Автор составитель С.Ю.Ильина, М. "Просвещение", 2020 г..

Чтение 4 класс


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».