Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области «Поимская
школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам»
СОГЛАСОВАНО
УТВЕЖДАЮ
Заместитель директора по УВР
Директор школы-интерната
____________Кердяшова З.В.
__________Тихонова М.В.
«_____» ______20____г.
«_____» _______20____г.
Рабочая программа
по учебному курсу «Чтение»
1 класс
Основная. базовая
(адаптированная)
Учителя: Золотова Н.С.,
РАССМОТРЕНО
Протокол №___заседания МО учителей
от «___»____20____г.
Руководитель_________Кистенёва Н.А.
ОДОБРЕНО
Решение педсовета
Протокол №___ от «___» _______20___г
с. Поим 2024 год.
Учебный предмет «Чтение» 1 класс
Пояснительная записка.
Количество часов -3 ч в неделю, 99 ч в год.
Уровень программы – адаптированный.
Адаптированная рабочая
программа составлена в соответствии с требованиями
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (приказ МОиН РФ №1599 от 19.12 2014 года), и реализует авторскую
программу под редакцией В.В. Воронковой.
Перечень нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013
N 203-ФЗ),
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для
обучающихся с умственной отсталостью;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Примерная адаптированная основная образовательная программа общего
образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной
отсталостью;
Устав школы-интернат.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4
классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
СанПиН 2.4.2.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности для человека факторов среды обитания».
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида 1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
Программа ориентирована на использование учебника: В.В.Воронкова,
И.В.Коломыткина. Букварь: Учебник для
1 класса специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. М., Просвещение,
2013 год
В младших классах изучение всех предметов, входящих в структуру русского
языка, призвано решить следующие
задачи:
―Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и
овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение,
словосочетание); ―Формирование первоначальными «дограмматическими»
понятиями и развитие коммуникативно-речевых навыков; ―Коррекция
недостатков речевой и мыслительной деятельности;
―Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов
доступных для понимания по структуре и содержанию; ―Развитие навыков
устной коммуникации;
―Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности
Обучение чтению детей с интеллектуальными нарушениями предполагает
формирование у них коммуникативноречевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам
специальных (коррекционных) учреждений VIII вида максимально реализоваться в
самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.
Нарушения мышления и речи, равно как и всех сторон психики детей с
нарушением интеллекта, обуславливают специфику обучения их русскому языку.
Эта специфика отражает не только в системе обучения данному предмету, но и в
содержании материала, в структуре его размещения.
Ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все
разделы программы по данному предмету, является развитие речи школьников,
особенно ее коммуникативной функции.
Структурно и содержательно программа построена с учетом особенностей
познавательной деятельности детей. Концентрическое расположение материала,
когда одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создаются условия для
постепенного наращивания сведений по теме, для постоянного повторения
пройденного и отработки необходимых умений. Введение в программу
добукварного периода обеспечивает коррекцию недостатков речевого опыта
учащихся, в том числе исправление различных нарушений речи школьников
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Чтение» входит в обязательную часть адаптированной основной
образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и
реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарноэпидемиологическими правилами и нормами.
Содержание учебного курса
Подготовка к усвоению грамоты
Подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения.
Развитие слухового внимания, фонематического слуха.
Элементарный звуковой анализ.
Совершенствование произносительной стороны речи.
Формирование первоначальных языковых понятий: «слово», «предложение»,
часть слова − «слог» (без называния термина), «звуки гласные и согласные».
Деление слов на части. Выделение на слух некоторых звуков. Определение
наличия/отсутствия звука в слове на слух.
Речевое развитие.
Понимание обращенной речи. Выполнение несложных словесных инструкций.
Обогащение словарного запаса за счет слов, относящихся к различным
грамматическим категориям. Активизация словаря. Составление
нераспространенных и простых распространенных предложений (из 3-4 слов) на
основе различных опор (совершаемого действия, простой сюжетной картинки,
наблюдению и т.д.).
Расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального общения.
Формирование элементарных коммуникативных навыков диалогической речи:
ответы на вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту, на основе
предметно-практической деятельности, наблюдений за окружающей
действительностью и т.д.
Обучение грамоте
Формирование элементарных навыков чтения.
Звуки речи.
Выделение звуки на фоне полного слова.
Отчетливое произнесение.
Определение места звука в слове.
Определение последовательности звуков в несложных по структуре словах.
Сравнение на слух слов, различающихся одним звуком.
Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном произношении.
Обозначение звука буквой.
Соотнесение и различение звука и буквы.
Звукобуквенный анализ несложных по структуре слов.
Образование и чтение слогов различной структуры (состоящих из одной гласной,
закрытых и открытых двухбуквенных слогов, закрытых трёхбуквенных слогов с
твердыми и мягкими согласными, со стечениями согласных в начале или в конце
слова).
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур.
Формирование навыков правильного, осознанного и выразительного чтения на
материале предложений и небольших текстов (после предварительной
отработки с учителем).
Разучивание с голоса коротких стихотворений, загадок, чистоговорок.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Чтение»
1 класс
Личностные результаты
1)осознание себя как гражданина России; формирование
чувства гордости за свою Родину; 2)формирование
уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
3)развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении; 4)владение навыками
коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
5)способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
6)принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности; 7)развитие навыков
сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
8)формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
Предметные результаты
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
Достаточный уровень овладения предметными результатами не является
обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с
умственной отсталостью.
Минимальный уровень:
осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами;
пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;
участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
выразительное чтение наизусть 1-2 коротких стихотворений.
Достаточный уровень:
чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные
по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с
соответствующим тоном голоса и темпом речи;
ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их
поступков;
выразительное чтение наизусть 2-3 стихотворений
Учебно-тематический планирование предмета «Чтение»
1класс
Количество часов за уч. год -99ч
Количество часов в неделю – 3ч.
№пп
Колво
часов
1
1
2
1
3
1
4
1
5
6
1
1
7
1
8
9
10
11
1
1
1
1
12
13
1
1
14
1
15
16
17
1
1
1
18
19
1
1
20
1
21
22
1
1
23
24
1
1
25
1
Тема урока
Личностные и предметные
результаты освоения
учебного предмета
«Чтение»
Раздел 1. Добукварный период
Выявление представлений детей о 1
сентября – празднике школы.
Различение неречевых звуков
окружающей действительности.
Воспроизведение сказки «Колобок».
Знакомство с понятием «слово» и его
условным графическим изображением.
Подбор слов к картинке на сюжет сказки
«Три медведя».
Закрепление понятия «слово».
Знакомство с понятием «предложение» и
его условно-графическим изображением.
Знакомство с делением на слова
двухсловного предложения.
Составление предложений из трех слов.
Знакомство с делением слова на слоги
Выделение в слове начального звука а.
Выделение слов, начинающихся со звука
у.
Выделение в слове начального звука м.
Выделение слов, начинающихся со звука
о, их условно-графическое изображение.
Составление по сказке «Заячья избушка»
предложений из двух, трех слов и их
условно-графическая запись.
Букварный период.
Звук и буква а.
Звук и буква у.
Чтение звукоподражательных слогов ау,
уа.
Звук и буква м.
Составление и чтение закрытых слогов с
буквой м (ам, ум).
Составление и чтение обратных и прямых
слогов с изученными буквами (ма-ам, муум).
Звук и буква о.
Составление и чтение обратных и прямых
слогов с буквами а, у, о, м.
Звук и буква х.
Составление и чтение обратных и прямых
слогов с буквами а, у, о, м, х.
Звук и буква с.
Личностные
результаты
1)осознание себя как
гражданина России;
формирование чувства
гордости за свою
Родину; 2)формирование
уважительного
отношения к иному
мнению, истории и
культуре других
народов;
3)развитие адекватных
представлений о
собственных
возможностях, о
насущно необходимом
жизнеобеспечении;
4)владение навыками
коммуникации и
принятыми нормами
социального
взаимодействия;
5)способность к
осмыслению
социального окружения,
своего места в нем,
принятие
соответствующих
возрасту ценностей и
социальных ролей;
6)принятие и освоение
социальной роли
обучающегося,
формирование и
развитие социально
значимых мотивов
26
1
27
28
29
30
1
1
1
1
31
32
1
1
33
1
34
35
1
1
36
1
37
38
1
1
39
1
40
41
42
1
1
1
43
44
1
1
45
1
46
47
1
1
48
1
49
1
50
51
1
1
52
1
Чтение и сравнительный звукобуквенный анализ прямых и обратных
слогов.
Закрепление пройденного материала.
Звук и буква н.
Дифференцирование звуков м\н.
Чтение слогов, слов и предложений с
изученными буквами.
Звук и буква ы.
Чтение слогов, слов и предложений с
изученными буквами.
Чтение слогов, слов и предложений с
изученными буквами.
Звук и буква л.
Чтение слогов, слов и предложений с
изученными буквами.
Чтение слогов, слов и предложений с
изученными буквами. Закрепление
пройденного материала.
Звук и буква в.
Чтение слогов, слов и предложений с
изученными буквами
Чтение слогов, слов и предложений с
изученными буквами. Закрепление
пройденного материала.
Звук и буква и.
Дифференцирование звуков ы\и.
Чтение слогов, слов и предложений с
изученными буквами. Закрепление
пройденного материала.
Звук и буква ш.
Чтение слогов, слов и предложений с
буквой ш. Закрепление пройденного
материала.
Чтение слогов, слов и предложений с
буквой ш. Закрепление пройденного
материала.
Дифференциация звуков с\ш.
Практические упражнения в чтении слов
со слогом ши.
Чтение слогов, слов и предложений с
изученными буквами. Закрепление
пройденного материала.
Чтение слогов, слов и предложений с
изученными буквами. Закрепление
пройденного материала.
Звук и буква п.
Чтение слогов, слов и предложений с
изученными буквами. Закрепление
пройденного материала.
Чтение слогов, слов и предложений с
изученными буквами. Закрепление
пройденного материала.
учебной деятельности;
7)развитие навыков
сотрудничества с
взрослыми и
сверстниками в разных
социальных ситуациях;
8)формирование
эстетических
потребностей, ценностей
и чувств; 9)развитие
этических чувств,
доброжелательности и
эмоциональнонравственной
отзывчивости,
понимания и
сопереживания чувствам
других людей;
Предметные результаты
Программа определяет
два уровня овладения
предметными
результатами:
минимальный и
достаточный.
Достаточный уровень
овладения предметными
результатами не
является обязательным
для всех обучающихся.
Минимальный уровень
является обязательным
для всех обучающихся с
умственной
отсталостью.
Минимальный уровень:
осознанное и правильное
чтение текст вслух по
53
54
1
1
55
1
56
57
1
1
58
59
60
1
1
1
61
62
63
64
65
66
67
1
1
1
1
1
1
1
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
81
82
83
84
85
86
1
1
1
1
1
1
87
88
1
1
89
90
91
92
93
1
1
1
1
1
Звук и буква т.
Чтение слогов, слов и предложений с
изученными буквами. Закрепление
пройденного материала.
Чтение слогов, слов и предложений с
изученными буквами. Закрепление
пройденного материала.
Звук и буква к.
Чтение слогов, слов и предложений с
изученными буквами. Закрепление
пройденного материала.
Звук и буква з.
Дифференциация звуков з\с.
Чтение слогов, слов и предложений с
изученными буквами. Закрепление
пройденного материала.
Звук и буква р.
Дифференциация звуков р\л.
Звук и буква й.
Дифференциация звуков и\й.
Звук и буква ж.
Дифференциация звуков ж\ш.
Чтение слогов, слов и предложений со
слогом жи.
Звук и буква б.
Дифференциация звуков б\п.
Звук и буква д.
Дифференциация звуков д\т.
Звук и буква г.
Дифференциация звуков
Буква ь.
Чтение слов с ь.
Чтение слов с ь.
Чтение слов со стечением согласных.
Чтение слов со стечением согласных.
Буква Ее.
Чтение слогов, слов и предложений с
изученными буквам.
Буква Яя.
Дифференциация букв А и Я.
Буква Юю.
Дифференциация букв У и Ю.
Буква Ёё.
Чтение слогов, слов и предложений с
изученными буквам.
Звук и буква ч.
Практические упражнения в чтении
слогов ча и чу.
Звук и буква ф.
Дифференциация слогов и слов с в\ф.
Звук и буква ц.
Дифференциация слогов и слов с ц\с.
Звук и буква э.
слогам и целыми
словами;
пересказ содержания
прочитанного текста по
вопросам;
участие в коллективной
работе по оценке
поступков героев и
событий;
выразительное чтение
наизусть 1-2 коротких
стихотворений.
Достаточный уровень:
чтение текста после
предварительного
анализа вслух целыми
словами (сложные по
семантике и
структуре слова ― по
слогам) с
соблюдением пауз, с
соответствующим
тоном голоса и
темпом речи;
ответы на вопросы
учителя по
прочитанному тексту;
определение основной
мысли текста после
предварительного его
анализа;
определение главных
действующих лиц
произведения;
элементарная оценка их
поступков;
94
1
95
96
1
1
97
98
99
1
1
1
Чтение слогов, слов и предложений с
изученными буквами. Закрепление
пройденного материала.
Звук и буква Щ.
Практические упражнения в чтении
слогов ча и чу.
Буква ъ.
Закрепление пройденного материала.
Закрепление пройденного материала.
выразительное чтение
наизусть 2-3
стихотворений
Учебный предмет «Чтение» 1 класс Перечень учебно-методической
литературы
1.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида 1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
2. В.В.Воронкова, И.В.Коломыткина. Букварь: Учебник для 1 класса
специальных (коррекционных) учреждений
VIII вида. М., Просвещение, 2013 год
Список литературы
Основная литература:
1.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида 1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
2. В.В.Воронкова, И.В.Коломыткина. Букварь: Учебник для 1 класса
специальных (коррекционных) учреждений
VIII вида. М., Просвещение, 2013 год
3. В.В.Воронкова Тетрадь по обучению грамоте: М., Просвещение,2008
Дополнительная литература
1.А.К.Аксёнова. Методика обучения русскому языку в
коррекционной школе. М.,Владос, 2000 г. 2.Р.И.Лалаева.
Логопедическая работа в коррекционных классах. М.,
Владос, 2001 г.
3. О.И.Лазаренко. Диагностика и коррекция выразительности речи детей. М.,
2009 г.