Русский язык 4 класс
Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области
«Поимская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным
программам»
СОГЛАСОВАНО
УТВЕЖДАЮ
Заместитель директора по УВР
Директор школы-интерната
____________Кердяшова З.В.
__________Тихонова М.В.
«28 » 08 2024 г.
«30 » 08 2024 г.
Рабочая программа
по учебному курсу «Русский язык»
4 класс
Основная. базовая
(адаптированная)
Учитель: Кистенева Н.А.
РАССМОТРЕНО
Протокол 1 заседания МО учителей
от «28» 08 2024 г.
Руководитель_________Кистенева Н.А.
ОДОБРЕНО
Решение педсовета
Протокол № 1 от «29» 08 2024 г.
с. Поим 2024 год.
Русский язык 4 класс
Учебный предмет «Русский язык»
4 класс
Пояснительная записка.
Количество часов -4 ч в неделю, 136 ч в год.
Уровень программы – адаптированный.
Адаптированная рабочая
программа составлена в соответствии с требованиями
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (приказ МОиН РФ №1599 от 19.12 2014 года), и реализует авторскую
программу под редакцией В.В. Воронковой.
Нормативно – правовую основу разработки программы составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N
273-ФЗ от 29.12.2012 (с изменениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для
обучающихся с умственной отсталостью;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» ;
умственной
- СанПиН 2.4.2.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности для человека факторов среды обитания»;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ (Поимская школа –
интернат» ;
- Устав школы-интернат;
-Локальные акты и Положения ГКОУ «Поимская школа – интернат»
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4
классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
Э. В. Якубовской,
Я.В.Коршуновой «Русский язык» в 2-х частях для 4 класса общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные
программы М., «Просвещение», 2021г.
Программа
ориентирована
на
использование
учебника:
Русский язык 4 класс
В младших классах изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка,
призвано решить следующие задачи:
―Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и
овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение,
словосочетание);
―Формирование первоначальными «до грамматическими» понятиями и развитие
коммуникативно-речевых навыков;
―Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
―Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных
для понимания по структуре и содержанию;
―Развитие навыков устной коммуникации;
―Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности Обучение
русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у
них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет
выпускникам специальных (коррекционных) учреждений VIII вида максимально
реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в
обществе.
Нарушения мышления и речи, равно как и всех сторон психики детей с нарушением
интеллекта, обуславливают специфику обучения их русскому языку. Эта специфика
отражает не только в системе обучения данному предмету, но и в содержании материала, в
структуре его размещения.
Ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы
программы по данному предмету, является развитие речи школьников, особенно ее
коммуникативной функции.
Структурно и содержательно программа построена с учетом особенностей
познавательной деятельности детей. Концентрическое расположение материала, когда
одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создаются условия для
постепенного наращивания сведений по теме, для постоянного повторения пройденного и
отработки необходимых умений. Введение в программу добукварного периода
обеспечивает коррекцию недостатков речевого опыта учащихся, в том числе исправление
различных нарушений речи школьников.
Предмет «Русский язык» входит в обязательную часть адаптированной основной
образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в
урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормами.
Общая характеристика курса.
«Русский язык» 4 класс.
Основной целью курса являются формирование и совершенствование знаний, умений,
навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.
Задачи:
Русский язык 4 класс
-Обучать навыкам грамотного письма и культуры речи.
-Заложить основы для овладения устной и письменной речи.
-Формировать основные орфографические и пунктуационные навыки.
-Развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления, их
умственному и речевому развитию.
-Воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на
коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие фонетико-фонематических представлений;
- формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- развитие высших психических функций;
- развитие речи, владение техникой речи;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Процесс усвоения понятий является одновременно процессом речевого и умственного развития
учащихся. Развиваются умения анализировать, сравнивать, классифицировать языковой материал,
применять его в речевой практике.
Конечным результатом изучения языка является применение изучаемых языковых знаний в
речевой практике, т. е. в процессе общения (коммуникации).
Предложение, части речи, каждая морфема изучается для того, чтобы повысился уровень речевого
общения учащихся, возросла возможность грамматически правильного и точного выражения
своих мыслей.
В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по
грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к
основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего
необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования
основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку.
Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и
синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию. Умения
анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой
материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию
познавательной деятельности школьников. Специфика предмета «Русский язык» состоит в том,
что образование младших школьников в области родного языка является определяющим в
процессе личностного, духовно-нравственного, эмоционального, интеллектуального развития
ребенка, формирования его индивидуальности, становления всех форм общения – говорения,
письма, слушания, чтения, познания окружающего мира и самого себя.
Открытие языка как предмета изучения обозначает постепенный «перевод», а точнее,
дополнение интуитивного владения словом, характерного для детей, осмысленным отношением к
нему. Ребенку постепенно открывается понимание того, как живет слово: образуется, изменяется,
сочетается с другими словами, в чем смысл и назначение интонации, когда и почему возникает
расхождение произношения и написания и т. д.
Интуитивное владение словом и осознание детьми основополагающих факторов родного
языка, дополняя друг друга, являются одними из ведущих условий не только речевого развития,
обогащения мотивов и содержания языковой практики ребенка, но и духовно-эмоционального и
интеллектуального развития растущего человека.
Работа со словом на уроках русского языка, кроме анализа его лексического содержания и
употребления в речи, имеет целью:
– показать детям отношение двух реальностей: окружающего мира (предметов, их действий и
признаков) и слова, способного отразить этот мир во всем его многообразии;
– представить учащимся слово как предмет изучения, пробудить интерес детей к анализу
различных его сторон и узнаванию закономерностей, по которым оно живет.
Русский язык 4 класс
Место курса «Русский язык» в учебном плане.
Курс «Русский язык» рассчитан на 136 часов (4 часа в неделю)
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем,
что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком
русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует
формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения,
явлении национальной культуре и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное
эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному
использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем
общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление
о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в
целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения
коммуникативной задачи.
Основное содержание учебного курса.
ПОВТОРЕНИЕ
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце.
Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку.
Выделение предложений из речи и текста.
ЗВУКИ И БУКВЫ
Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке
нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.
Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные
и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.
Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и
безударные.
Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении
мягкости буквами и, е, ё, ю, я.
Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.
Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.
Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова.
Проверка написания путем изменения формы слова (гриб — грибы).
СЛОВО
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте,
различать по вопросам к т о ? ч т о ? и правильно употреблять в речи в различных формах в
зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам к о г о ? ч е г о ?
к о м у ? ч е м у ? и др.).
Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в
этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать
по вопросам ч т о д е л а е т ? ч т о д е л а л ? ч т о с д е л а л ? ч т о б у д е т д е л а т ь ? ч т о
с д е л а е т ? , правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.
Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.
Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:
называние признака (качества) данного предмета по вопросам к а к о й ? к а к а я ? к а к о е ?
какие?;
Русский язык 4 класс
нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к
словам, обозначающим предметы;
подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по
ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный;
камень твердый, а вата мягкая);
согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.
Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с
помощью учителя).
Разделительный ъ.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем,
данным в учебнике.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с
употреблением винительного падежа (вижу к о г о ? или ч т о ?), родительного падежа (к о г о ? или
ч е г о ? нет у к о г о ?), дательного падежа (к о м у ? ч е м у ? ), предложного падежа (г д е ? с
предлогами в и на, о к о м ? о ч е м ? ), творительного падежа ( к е м ? ч е м ? ).
Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.
Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).
Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам.
Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких
случаях — самостоятельно).
Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью предложений,
сформулированных под руководством учителя.
Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.
ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ
Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа
письма.
Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений:
1-я группа — и, й, ш, п, т, н, г, р, у;
2-я группа — л, м, ц, щ, ь, ы;
3-я группа — б, а, ю, ф, б, в, д, з;
4-я группа — с, е, ё, ч, ъ, я;
5-я группа — э, х, ж, к;
письмо заглавных букв:
1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;
2-я группа — О, С, 3, X, Е, Ж, Э, Я;
3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В;
4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.
Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
Списывание сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями.
Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов.
Выборочное списывание по указанию учителя.
Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания.
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
УСТНАЯ РЕЧЬ
Правильное составление простых распространенных предложений и сложных с союзом и.
Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному
Русский язык 4 класс
плану (серии картинок).
Повторение пройденного за год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Данная программа обеспечивает БУД (базовые учебные достижения) необходимых
личностных, метапредметных, предметных результатов освоения предмета, заложенных в ФГОС
НОО.
Личностные результаты освоения учебного предмета «Русский язык».
осознание языка как основного средства человеческого общения;
восприятие русского языка как явления национальной культуры;
понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной
культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык».
умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных
источниках для решения учебных задач;
способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных
задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом
особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные
мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия
в диалоге;
стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать
вопросы.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык».
овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка
(орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в
объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
умение проверять написанное;
умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать
такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения,
простое предложение;
Предметные результаты
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный.
Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательным для
всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной
отсталостью.
Уровни достижения
Минимальный уровень:
- делить слова на слоги для переноса;
- списывать по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с
орфографическим проговариванием;
- записывать под диктовку слова и короткие предложения (2-4 слова) с изученными
орфограммами;
- дифференцировать и подбирать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
Русский язык 4 класс
- составлять предложения, восстанавливать в них нарушенный порядок слов с
ориентацией на серию сюжетных картинок; - выделять из текста предложения на заданную
тему;
- участвовать в обсуждении темы текста и выбирать заголовок к нему..
Достаточный уровень:
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами с орфографическим
проговариванием;
- записывать под диктовку текст, включающие слова с изученными орфограммами (20-25
слов);
- дифференцировать и подбирать слова различных категорий по вопросу (название
предметов, действий и признаков предметов);
- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами с
помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка,
вопросительный и восклицательный знак); деление текста на предложения;
- дифференцировать на слух и в произношении звонкие и глухие р-л, свистящие и
шипящие, твердые и мягкие согласные; правильно обозначать их соответствующими
буквами на письме (в сильной позиции).
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
Оценка письменных работ.
Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта,
грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с
различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический
разбор и т. д.) Основные виды контрольных работ в 4 классе — списывания и диктанты.
Контрольные диктанты должны содержать по 2 - 3 орфограммы на каждое правило.
Примерный объем текстов контрольных работ:
I класс — 8-10 слов;
II класс — в начале учебного года 10 -12 слов, к концу года 16 - 18 слов;
III класс — 20-25 слов;
IV класс — 30-35 слов.
Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в
начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с
нарушением моторики у детей.
Диктанты
«5» — работа выполнена без ошибок;
«4» — 1 -3 ошибки;
«3» — 4 - 5 ошибок;
«2» — 6 - 8 ошибок;
Грамматические задания
«5» — безошибочное выполнение всех заданий;
«4» — правильно выполнено не менее 3\4 задания;
«3» — правильно выполнено не менее 1\2 задания;
«2» — не выполнено большинство грамматических заданий.
Контрольные списывания
«5» — нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно, в соответствии с
требованиями каллиграфии письма;
«4» — 1 ошибка и одно исправление;
Русский язык 4 класс
«3» — 2 ошибки и одно исправление;
«2» — 3 ошибки и 1 - 2 исправления.
Учебно-тематический планирование предмета «Русский язык»
4 класс
Количество часов за уч. год -136 ч
Количество часов в неделю – 4 ч.
№
п/п
1
2
3
Тема урока
Повторение.
Повторение. Предложение.
Выделение предложения из текста по
заданию учителя
Работа с незаконченным
предложением (возможность
закончить предложение по-разному)
Завершение начатого предложения.
4
Кол.
час.
1
1
1
1
Проверочная работа № 1.
5
6
1
Предложение и его схема.
Распространение предложений.
Порядок слов в предложении.
7
8
9
1
1
Выделение в предложении названий
предметов, действий и признаков.
Выделение в предложении названий
предметов, действий и признаков.
1
1
11
Р.р. Составление предложений по
1
сюжетной картинке.
Составление предложений по
1
предметной картинке.
Звуки и буквы Алфавит. Расположение
слов в алфавитном порядке
12
1
10
13
14
Гласные и согласные звуки. Гласные
звуки и буквы. Соотнесение
количества гласных и слогов в слове.
Ударные и безударные гласные.
1
1
Основные виды деятельности обучающихся
Писать и объяснять правописание слов на
изученные орфограммы в 1 классе.
Писать и объяснять правописание слов на
изученные орфограммы в 1 классе.
Объяснять написания предложения:
Составлять простые предложения; различать
слова по звуковому составу.
Составлять предложения с употреблением слов
в косвенных падежах по вопросам, из слов,
данных в нач. форме.
Правильно писать предложения
Заканчивать мысль и правильно записывать
предложения.
Объяснять правило написания предложения
Составлять и чертить схемы предложений.
Объяснять правило написания предложения
Восстанавливать нарушенный порядок слов в
предложении.
Объяснять правило написания предложения
Выделять предложения из речи и текста.
Выделять в предложении названия предметов,
действий, признаков.
Объяснять правило написания предложения
Выделять предложения из речи и текста.
Выделять в предложении названия предметов,
действий, признаков.
Составлять предложения по сюжетной
картинке, связанных между собой по смыслу.
Составлять предложения по предметным
картинкам.
Знать алфавит, расположение слов в
алфавит.порядке в словаре, отличие звука от
буквы.
Уметь находить слова в словаре. Знать порядок
букв в русской азбуке.
Уметь располагать слова в алфавитном
порядке.
Различать на слух и на письме гласные и
согласные. Определять количество слогов в
слове по количеству гласных.
Знать о смыслоразличительной роли ударения.
Уметь правильно ставить ударение. Знать:
ударение в слове может быть только одно.
Уметь выделять ударные и безударные
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
Русский язык 4 класс
гласные.
Различение ударных и безударных
Писать под диктовку небольшие тексты,
1
гласных.
выполняя задания на изученные орфограммы.
Проверочная работа №2
Объяснять правописание безударных гласных.
1
Сопоставлять гласные в ударных и безударных
слогах.
Правописание безударных гласных.
Объяснять одинаковое написание гласных в
Одинаковое написание гласных в
1
ударной и безударной позиции.
ударной и безударной позиции.
Одинаковое написание гласных в
Объяснять правописание безударных гласных.
ударной и безударной позиции.
1
Проверять написание безударной гласной
путем изменения формы слова (водá — вóды)
Проверка безударной гласной в слове.
Объяснять правописание безударных гласных.
Правильно писать и произносить слова;
1
выделять ударный слог в словах; составлять
связный текст из предложений.
Проверка безударной гласной в слове.
Объяснять правописание безударных гласных.
Правильно писать и произносить слова;
1
выделять ударный слог в словах; составлять
связный текст из предложений.
Проверка безударной гласной в слове.
Объяснять правописание безударных гласных.
Правильно писать и произносить слова;
1
выделять ударный слог в словах; составлять
связный текст из предложений.
Проверка безударной гласной в слове.
Объяснять правописание безударных гласных.
Правильно писать и произносить слова;
1
выделять ударный слог в словах; составлять
связный текст из предложений
Проверяемые и непроверяемые
Объяснять правописание безударных гласных.
безударные гласные
1
Правильно писать и произносить слова;
выделять ударный слог в словах
Проверяемые и непроверяемые
Объяснять правописание безударных гласных.
безударные гласные
1
Правильно писать и произносить слова;
выделять ударный слог в словах
Твердые и мягкие согласные.
Различение твердых и мягких
согласных.
Твердые и мягкие согласные.
Различение твердых и мягких
согласных.
Обозначение мягкости согласных на
письме буквами «и, е, ё, ю, я.»
Обозначение мягкости согласных на
письме буквами «и, е, ё, ю, я.»
Проверочная работа №3
1
Умение дифференцировать согласные по
твердости-мягкости
1
Умение дифференцировать согласные по
твердости-мягкости
30
Буква (ь) мягкий знак на конце и в
середине слова.
1
Умение писать слова с йотированными
гласными
Умение писать слова с йотированными
гласными
Писать под диктовку небольшие тексты,
выполняя задания на изученные правила.
Проверка знаний и умений
Правильно писать слова с мягким знаком на
конце и в середине слова
31
Буква (ь) мягкий знак на конце и в
середине слова.
1
Правильно писать слова с мягким знаком на
конце и в середине слова
32
Различение твердых и мягких
согласных.
1
Умение дифференцировать согласные по
твердости-мягкости
27
28
1
1
29
33
34
35
36
37
38
39
40
41
Русский язык 4 класс
Повторение. Проверка безударной
Проверка знаний и умений. Объяснять
гласной в слове
правописание безударных гласных
Повторение. Обозначение мягкости
согласных на письме буквами «и, е, ё,
ю, я.»
Повторение. Буква (ь) мягкий знак на
конце и в середине слова
Повторение.
Написание жи-ши, ча-ща, чу-щу в
словах.
Написание жи-ши, ча-ща, чу-щу в
словах.
Написание жи-ши, ча-ща, чу-щу в
словах
Различение правил правописания в
словах.
Проверочная работа № 4.
1
1
1
1
1
1
1
Разделительный мягкий знак (ь) перед
гласными и, е, ё, ю, я.
42
43
44
1
Перенос слов с разделительным ь и без
него.
1
Перенос слов с разделительным ь и без
1
него.
Правило правописания слов с
разделительным ь.
45
1
46
Правило правописания слов с
разделительным ь.
1
47
Различение сходных по буквам слов с
разделительным ь и без него.
1
48
Мягкий знак для обозначения мягких
согласных и разделительный мягкий
знак.
1
Умение писать слова с йотированными
гласными
Правильно писать слова с мягким знаком на
конце и в середине слова
Писать и объяснять правописание слов на
изученные орфограммы
Объяснять правописание гласных после
шипящих.
Писать сочетания гласных с шипящими: жи –
ши, ча – ща, чу – щу.
Объяснять правописание гласных после
шипящих.
Составлять рассказ по плану или по опорным
словам на заданную тему.
Объяснять правописание гласных после
шипящих.
Правильно писать сочетания гласных с
шипящими
Объяснять правописание гласных после
шипящих.
Правильно писать сочетания гласных с
шипящими
Писать под диктовку небольшие тексты,
выполняя задания на изученные правила.
Ознакомление со значением разделительного
мягкого знака.
Читать слоги и слова с разделительным Ь
знаком, работать над правильным
произношением.
Объяснять правописание слов с
разделительным мягким знаком, писать слова с
разделительным Ь знаком. Контролировать
правильность выполнения работы.
Объяснять правило переноса части слова.
Переносить слова с разделительным Ь знаком.
Объяснять правописание Ь мягкого знака.
Писать под диктовку предложения и тексты (IIIгр).
Списывать печатный текст (3-4)
Грамотно и каллиграфически правильно писать
под диктовку.
Объяснять изученные орфограммы.
Анализировать орфограммы, подбирать слова
на изученные правила.
Объяснять изученные орфограммы.
Анализировать орфограммы, подбирать слова
на изученные правила.
Объяснять изученные орфограммы.
Анализировать орфограммы, подбирать слова
на изученные правила. Различать правописание
слов с мягкими согласными и разделительным
ь.
49
50
51
52
53
54
Русский язык 4 класс
Объяснять правописание Ь мягкого знака.
Проверочная работа № 5.
Писать под диктовку предложения и тексты (IIIгр).
1
Списывать печатный текст (3-4)
Грамотно и каллиграфически правильно писать
под диктовку.
Картинный диктант. Закрепление
Писать названия предметных картинок,
1
знаний.
объясняя их правописание.
Закрепление знаний.
Объяснять изученные орфограммы.
Анализировать орфограммы, подбирать слова
1
на изученные правила. Различать правописание
слов с мягкими согласными и разделительным
ь.
Звонкие и глухие согласные.
Знать парные звонкие и глухие согласные.
Различение звонких и глухих
1
Уметь различать парные зв. и глух.согласные.
согласных.
Правописание звонких и глухих
Объяснять правописание звонких и глухих
согласных на конце слова.
1
согласных на конце слова.
Правописание звонких и глухих
согласных на конце слова.
1
Проверка написания звонких и глухих
согласных на конце слова.
55
56
57
58
59
1
Проверка написания звонких и глухих
согласных на конце слова.
Проверка написания звонких и глухих
согласных на конце слова.
Различение правил проверки парных
согласных и безударных гласных.
Различение правил проверки парных
согласных и безударных гласных.
1
1
1
1
Проверочная работа № 6. (итог 2
четверти)
60
61
62
63
1
Правила правописания в слове.
Закрепление знаний.
Письмо по памяти.
Правила правописания в слове.
Закрепление знаний.
1
1
1
Писать слова со звонкими и глухими
согласными на конце слова, объяснять
правописание слов с парными согласными на
конце слова.
Объяснять изученные орфограммы.
Проверять написание звонкой и глухой
согласной на конце и в середине слова путем
изменения формы слова и подбора (по образцу)
родственных слов.
Объяснять правописание звонких и глухих
согласных на конце и в середине слова.
Различать парные звонкие и глухие согласные
Объяснять правописание звонких и глухих
согласных на конце и в середине слова
Сопоставлять согласные буквы на конце слова
и перед гласными.
Знать правописание звонких и глухих
согласных на конце и в середине слова
Уметь подбирать проверочные слова.
Объяснять правописание звонких и глухих
согласных на конце слова. Сопоставлять
согласные буквы в проверочном и
проверяемом словах
Объяснять правописание Ь мягкого знака.
Писать под диктовку предложения и тексты (IIIгр).
Списывать печатный текст (3-4)
Грамотно и каллиграфически правильно писать
под диктовку.
Объяснять правописание звонких и глухих
согласных на конце слова. Сопоставлять
согласные буквы в проверочном и
проверяемом словах
Читать и заучивать стихотворение. Писать
текст по памяти.
Объяснять правописание звонких и глухих
согласных на конце слова. Сопоставлять
согласные буквы в проверочном и
Русский язык 4 класс
проверяемом словах
64
Правила правописания в слове.
Закрепление знаний.
1
Контрольное списывание.
65
66
67
68
1
Правила правописания в слове.
Закрепление знаний.
Слово. Названия предметов, действий
и признаков.
Слово. Названия предметов, действий
и признаков.
1
1
1
Проверочная работа № 7.
69
1
71
Названия предметов. Различение
названий предметов по вопросам кто?
что?
Различение названий предметов по
вопросам кого? чего?
72
Различение названий предметов по
вопросам кому? чему?
1
73
Различение названий предметов по
вопросам кем? чем?
1
70
74
75
76
Различение названий предметов по
вопросам о ком?
о чем?
Выделение названий предметов в
предложении.
Письмо по памяти. Закрепление.
78
Имена собственные. Большая буква в
именах, отчествах, фамилиях людей и
кличках животных.
Большая буква в названиях городов,
сел, деревень, улиц.
79
Большая буква в названиях городов,
сел, деревень, улиц.
77
1
1
1
1
1
1
1
1
Проверочная работа № 8.
80
1
Объяснять правописание звонких и глухих
согласных на конце слова. Сопоставлять
согласные буквы в проверочном и
проверяемом словах
Списывать безошибочно тексты, выполнять
задания к тексту, применяя изученные правила.
Грамотно и каллиграфически правильно писать
под диктовку.
Объяснять правописание звонких и глухих
согласных на конце слова. Сопоставлять
согласные буквы в проверочном и
проверяемом словах
Различать слова, которые обозначают предмет,
действие предмета и признак предмета.
Анализировать и кратко характеризовать части
речи
Различать слова, которые обозначают предмет,
действие предмета и признак предмета.
Анализировать и кратко характеризовать части
речи
Писать под диктовку, списывать небольшие
тексты, выполнять задания на выученные
орфограммы.
Распознавать названия предметов.
Выделять в тексте слова, обозначающие
названия предметов.
Изменять названия предметов по вопросам
косвенных падежей: кого?чего? Употреблять
изменения в тексте и в речи.
Изменять названия предметов по вопросам
косвенных падежей: кому?чему? Употреблять
изменения в тексте и в речи.
Изменять названия предметов по вопросам
косвенных падежей: кем?чем? Употреблять
изменения в тексте и в речи.
Изменять названия предметов по вопросам
косвенных падежей: о ком?о чем? Употреблять
изменения в тексте и в речи.
Распознавать названия предметов.
Выделять в тексте слова, обозначающие
названия предметов.
Правильно воспроизводить небольшие
стихотворные тексты по памяти.
Писать собственные имена с заглавной буквы;
различать собственные и нарицательные имена
в конкретном тексте.
Писать собственные имена с заглавной буквы;
различать собственные и нарицательные имена
в конкретном тексте.
Писать собственные имена с заглавной буквы;
различать собственные и нарицательные имена
в конкретном тексте.
Писать под диктовку, списывать небольшие
тексты, выполнять задания на выученные
орфограммы.
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
Русский язык 4 класс
Названия предметов. Закрепление
Распознавать названия предметов.
знаний.
1
Выделять в тексте слова, обозначающие
названия предметов.
Название признаков. Определение
Распознавать названия признаков по вопросам:
признаков предмета по вопросам
какой? какая? какое? какие?
какой? какая? какое? какие?
1
Находить в тексте слова, обозначающие
признаки и правильно относить их к словам,
обозначающим предметы.
Постановка вопросов к названиям
Распознавать названия признаков по вопросам:
признаков предмета.
какой? какая? какое? какие?
1
Находить в тексте слова, обозначающие
признаки и правильно относить их к словам,
обозначающим предметы.
Постановка вопросов к названиям
Распознавать названия признаков по вопросам:
признаков предмета.
какой? какая? какое? какие?
1
Находить в тексте слова, обозначающие
признаки и правильно относить их к словам,
обозначающим предметы.
Постановка вопросов к названиям
Распознавать названия признаков по вопросам:
признаков предмета.
какой? какая? какое? какие?
1
Находить в тексте слова, обозначающие
признаки и правильно относить их к словам,
обозначающим предметы.
Контрольное списывание с заданиями.
Списывать тексты, выполняя задания по
1
изученным орфограммам.
Различение признаков, обозначающих
Распознавать названия признаков по вопросам:
цвет, форму, величину, материал, вкус
какой? какая? какое? какие? обозначающих
предмета.
цвет, форму, величину, материал, вкус
1
предмета.
Находить в тексте слова, обозначающие
признаки и правильно относить их к словам,
обозначающим предметы.
Подбор слов, обозначающих ряд
Распознавать названия признаков по вопросам:
признаков одного предмета.
какой? какая? какое? какие?
1
Находить в тексте слова, обозначающие ряд
признаков одного предмета.
Определение предмета по его
Находить в тексте слова, обозначающие ряд
признакам. Картинный диктант.
признаков одного предмета. Писать названия
1
предметов по предметным картинкам,
подбирая к ним названия признаков предмета.
Различение названий предметов,
Различать и согласовывать на слух и на письме
действий и признаков.
1
названия предметов, действий и признаков.
Задавать вопросы к словам.
Различение названий предметов,
Различать и согласовывать на слух и на письме
действий и признаков.
1
названия предметов, действий и признаков.
Задавать вопросы к словам.
Постановка вопросов к словам в
Составлять предложения, соблюдая его
предложении.
1
структуру слов, излагать последовательно,
устанавливая связь между словами.
Контрольное списывание с заданиями.
Списывать тексты, выполняя задания по
изученным орфограммам.
Распространение предложений
Распространять предложения словами,
словами, обозначающими признаки
1
обозначающими признаки предметов.
предметов.
Распространение предложений
Распространять предложения словами,
словами, обозначающими предметы и 1
обозначающими предметы, признаки предмета
признаки предмета, по вопросам.
по вопросам.
98
Русский язык 4 класс
Р.р. Составление предложений по
Составлять текст по серии сюжетных картинок,
картинкам
соблюдая структуру текста, излагая
1
последовательно, устанавливая связь между
предложениями и частями текста.
Предлоги. Предлоги по, к, от, над, о, в,
Знакомство с предлогами, с правилом
на со словами.
написания предлогов по, к, от, над, о, в, на с
1
другими словами. Употребление предлогов в
речи.
Предлог из со словами.
Писать и употреблять слова с предлогом из.
1
99
Предлог за со словами.
1
Писать и употреблять слова с предлогом за.
100
Предлог без со словами.
1
Писать и употреблять слова с предлогом без.
96
97
102
Предлог до со словами.
1
Писать под диктовку, списывать небольшие
тексты, выполнять задания на выученные
орфограммы.
Писать и употреблять слова с предлогом до.
103
Предлог про со словами.
1
Писать и употреблять слова с предлогом про.
Проверочная работа № 9.
101
Предлоги. Закрепление знаний.
105
Проверочная работа № 10. (итог 3
четверти)
106
Работа над ошибками
Написание предлогов по, к, от, над, о, в, на с
другими словами. Употребление предлогов в
устной и письменной речи.
Различать и согласовывать на слух и на письме
названия предметов, действий и признаков.
Задавать вопросы к словам.
Самоанализ, саморефлексия
107
Повторение
Выделение предлогов в словах
104
108
109
110
111
112
1
Предложение. Выделение
предложения из текста.
Деление текста на предложения.
Завершение начатого предложения
Порядок слов в предложении.
Порядок слов в предложении.
1
1
1
1
1
1
Связь слов в предложении.
113
1
Связь слов в предложении.
114
115
1
Р.р. Письменный пересказ текста по
вопросам и выбор заголовка
Связь слов в предложении.
116
117
1
1
Письмо по памяти.
1
Проверочная работа № 11.
118
119
1
Предложения разные по интонации.
Повествовательные предложения.
1
Работа с текстами. Выделять предложения из
текста, определяя их границы.
Работа с текстами. Выделять предложения из
текста, определяя их границы.
Выполнять задания творческого характера:
завешать предложения по смыслу.
Работать с деформированными
предложениями.
Работать с деформированными
предложениями.
Составлять предложения, связывая слова
между собой по смыслу, изменяя их форму по
вопросам.
Составлять предложения, связывая слова
между собой по смыслу, изменяя их форму по
вопросам.
Письменная передача текста по вопросам
(изложение).
Составлять предложения, связывая слова
между собой по смыслу, изменяя их форму по
вопросам.
Правильно воспроизводить небольшие
стихотворные тексты по памяти.
Писать под диктовку, списывать небольшие
тексты, выполнять задания на выученные
орфограммы.
Знакомство с предложениями, разными по
интонации. Выделять повествовательные
предложения. Читать предложения, соблюдая
Русский язык 4 класс
интонацию и выразительность.
Повествовательные предложения.
120
1
Вопросительные предложения.
121
1
Вопросительные предложения.
122
1
Восклицательные предложения.
123
1
Восклицательные предложения.
124
1
Предложения разные по интонации.
125
1
127
Р.р. Списывание текста с заменой слов
после коллективной работы с ним.
Подбор заголовка к тексту
Проверочная работа № 12 (итоговый
контрольный диктант за год)
128
Работа над ошибками
129
Повторение .
Правописание гласных и согласных в
слове.
126
1
1
1
1
Правописание гласных и согласных в
слове.
130
1
131
Название предметов, признаков,
действий
1
132
Название предметов, действий и
признаков.
1
Предложение.
133
1
Распознавать и выделять из текста
повествовательные предложения. Читать
предложения, соблюдая интонацию и
выразительность.
Распознавать вопросительные предложения
по интонации. Составлять вопросительные
предложения и выделять их в тексте;
расставлять знаки препинания в конце
предложения.
Распознавать вопросительные предложения
по интонации. Составлять вопросительные
предложения и выделять их в тексте;
расставлять знаки препинания в конце
предложения.
Распознавать восклицательные предложения
по интонации. Составлять восклицательные
предложения и выделять их в тексте;
расставлять знаки препинания в конце
предложения.
Распознавать восклицательные предложения
по интонации. Составлять восклицательные
предложения и выделять их в тексте;
расставлять знаки препинания в конце
предложения.
Распознавать и выделять из текста
повествовательные, вопросительные и
восклицательные предложения. Читать
выразительно и расставлять знаки препинания
в конце предложения.
Списывание текста с заменой слов после
коллективной работы с ним. Подбор заголовка
к тексту.
Писать под диктовку, списывать небольшие
тексты, выполнять задания на выученные
орфограммы.
Самоанализ, саморефлексия
Различать гласные и согласные в слове. Писать
слова на изученные орфограммы: проверяемые
и непроверяемые гласные в слове, парные
звонкие и глухие согласные на конце и в
середине слова.
Различать гласные и согласные в слове. Писать
слова на изученные орфограммы: проверяемые
и непроверяемые гласные в слове, парные
звонкие и глухие согласные на конце и в
середине слова.
Выделять в предложениях главные члены
предложения, признаки предметов по
вопросам.
Выделять в предложениях главные члены
предложения, признаки предметов по
вопросам.
Распознавать предложения разные по
интонации. Определять границы предложений,
ставить нужные знаки препинания по
Русский язык 4 класс
интонации.
134
135
Работа с деформированным текстом
Объяснение правописания слов на
изученные правила
Словарные слова
136
Работать с деформированными
предложениями.
Писать и объяснять написание слов на
изученные орфограммы
Зачет на знание словарных слов, выделение
непроверяемых орфограмм. Работа со
словариками
1
1
1
Итого за учебный год
136 ч
Список учебно-методической, дополнительной, справочной литературы
№
п/п
1.
Учебник
Я.В. Коршунова
Э.В. Якубовская
2.
Программа
В.В. Воронкова
3.
Методическое
пособие
Методическое
пособие
Ф.П. Сергеев «
4.
Тип пособия
Автор
М.М. Малахова
Наименование
Издательство, год
«Русский язык» в 2-х М.,
«Просвещение»,
частях для 4 класса 2021г.
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные
программы
Программа 1-4 классы
М.: «Просвещение»
Москва, 2008 г
«Речевые ошибки и их
М.:«Учитель»
предупреждение»
Волгоград, 2005.
«Русский язык в
М.: «Учитель»
загадках»
Волгоград, 2005.
Материально-техническое обеспечение
Русский язык 4 класс
№п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Наименование оборудования
« Словарные слова» (4класс)
Предметные картинки по разделам
Звуковые « домики»
Дидактические игры по русскому языку
«Пальчиковая гимнастика»
«Физкультминутки»
Состояние (оптимальное,
допустимое)
оптимальное, допустимое
оптимальное, допустимое
оптимальное, допустимое
оптимальное, допустимое
оптимальное, допустимое
оптимальное, допустимое