Русский язык 1 класс
Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области
«Поимская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным
программам»
СОГЛАСОВАНО
УТВЕЖДАЮ
Заместитель директора по УВР
Директор школы-интерната
____________ Кердяшова З.В.
__________Тихонова М.В.
«_____» ______20____г.
«_____» _______20____г.
Рабочая программа
по учебному курсу «Русский язык»
1 класс
Основная. базовая
(адаптированная)
Учителя: Золотова Н.С.
РАССМОТРЕНО
Протокол №___заседания МО учителей
от «___»____20____г.
Руководитель_________Кистенёва Н.А.
ОДОБРЕНО
Решение педсовета
Протокол №___ от «___» _______20___г
с. Поим 2024 год.
Русский язык 1 класс
Учебный предмет «Русский язык»
1 класс
Пояснительная записка.
Количество часов -3 ч в неделю, 99 ч в год.
Уровень программы – адаптированный.
Адаптированная рабочая
программа составлена в
соответствии
с
требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (приказ МОиН РФ №1599 от 19.12 2014 года), и
реализует авторскую программу под редакцией В.В. Воронковой.
Перечень нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от
23.07.2013 N 203-ФЗ),
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования
для обучающихся с умственной отсталостью;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Примерная адаптированная основная образовательная программа общего
образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной
отсталостью;
Устав школы-интернат.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
СанПиН 2.4.2.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности для человека факторов среды обитания».
Программа ориентирована на использование учебника: В.В.Воронкова,
И.В.Коломыткина. Букварь: Учебник для 1 класса специальных (коррекционных)
учреждений VIII вида. М., Просвещение, 2015 год
Русский язык 1 класс
В младших классах изучение всех предметов, входящих в структуру русского
языка, призвано решить следующие задачи:
―Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и
овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение,
словосочетание);
―Формирование первоначальными «до грамматическими» понятиями и развитие
коммуникативно-речевых навыков;
―Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
―Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов
доступных для понимания по структуре и содержанию; ―Развитие навыков устной
коммуникации;
―Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности
Обучение русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями предполагает
формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в
дальнейшем поможет выпускникам специальных (коррекционных) учреждений VIII
вида максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное
социальное положение в обществе.
Нарушения мышления и речи, равно как и всех сторон психики детей с
нарушением интеллекта, обуславливают специфику обучения их русскому языку. Эта
специфика отражает не только в системе обучения данному предмету, но и в
содержании материала, в структуре его размещения.
Ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все
разделы программы по данному предмету, является развитие речи школьников,
особенно ее коммуникативной функции.
Структурно и содержательно программа построена с учетом особенностей
познавательной деятельности детей. Концентрическое расположение материала,
когда одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создаются условия для
постепенного наращивания сведений по теме, для постоянного повторения
пройденного и отработки необходимых умений. Введение в программу добукварного
периода обеспечивает коррекцию недостатков речевого опыта учащихся, в том числе
исправление различных нарушений речи школьников.
Предмет «Русский язык» входит в обязательную часть адаптированной основной
образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и
реализуется
в
урочной
деятельности
в
соответствии
с
санитарноэпидемиологическими правилами и нормами.
Русский язык 1 класс
Содержание учебного курса «Русский язык» 1 класс.
Подготовка к усвоению грамоты.
Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма.
Развитие зрительных представлений и пространственной ориентировки на плоскости
листа. Совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук. Усвоение
гигиенических правил письма. Подготовка к усвоению навыков письма.
Речевое развитие.
Понимание обращенной речи. Выполнение несложных словесных инструкций.
Обогащение словарного запаса за счет слов, относящихся к различным
грамматическим категориям. Активизация словаря. Составление нераспространенных
и простых распространенных предложений (из 3-4 слов) на основе различных опор
(совершаемого действия, простой сюжетной картинки, наблюдению и т.д.).
Обучение грамоте. Формирование элементарных навыков письма.
Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки.
Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве
классной доски.
Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв.
Письмо букв, буквосочетаний,
гигиенических норм.
слогов,
слов,
предложений
с
соблюдением
Овладение разборчивым, аккуратным письмом.
Дословное списывание слов и предложений; списывание со вставкой пропущенной
буквы или слога после предварительного разбора с учителем.
Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их
произношением.
Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических
правил: обозначение на письме границ предложения; раздельное написание слов
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык » 1
класс
Русский язык 1 класс
Личностные результаты
1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
3)развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире; 5)овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни;
6)владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
7)способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8)принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
9)развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях; 10)формирование эстетических потребностей, ценностей и
чувств;
11)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12)формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
13)формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
Достаточный уровень овладения предметными результатами не является
обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной
отсталостью.
Минимальный уровень:
различение гласных и согласных звуков и букв списывание по слогам и целыми
словами с рукописного и печатного текста
запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова)
Русский язык 1 класс
составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с
ориентацией на серию сюжетных картинок выделение из текста предложений на
заданную тему
Достаточный уровень:
различение звуков и букв характеристика гласных и согласных звуков с опорой на
образец и опорную схему
списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим
проговариванием деление текста на предложения, выделение темы текста (о чём идет
речь)
запись под диктовку слов и коротких предложений (10-15 слов)
Русский язык 1 класс
Учебно-тематическое планирование предмета «Русский язык»
1класс
Количество часов за уч. год -99ч
Количество часов в неделю – 3ч.
№пп
Колво
часов
1
1
2
1
3
1
4
1
5
1
6
1
7
1
8
1
9
10
11
12
13
14
1
1
1
1
1
1
15
16
17
18
19
1
1
1
1
1
20
1
21
22
1
1
23
24
1
1
25
26
1
1
Тема урока
Раздел 1. Добукварный период
Звуки вокруг нас. Воспроизведение сказки
«Курочка ряба».
Выявление представлений детей о цвете
предметов окружающей действительности.
Выявление представлений детей о форме
предмета.
Подбор слов к картинке на сюжет сказки
«Репка».
Чтение условно-графической записи слов,
сходных по звучанию.
Подбор слов и предложений по теме
«Домашние животные».
Знакомство с делением предложения,
состоящего из трех слов, на слова, его
условно-графическое изображение и
чтение.
Составление и «запись» условнографического изображения предложения,
состоящего из трех слов.
Деление слова на слоги.
Выделение в слове начального звука у.
Выделение в слове начального звука о.
Выделение в слове начального звука с.
Выделение слов, начинающихся со звука м.
Знакомство с некоторыми элементами
рукописных букв.
Букварный период.
Написание строчной и заглавной Аа.
Написание строчной и заглавной Уу.
Письмо звукоподражательных слов ау, уа.
Написание строчной и заглавной Мм.
Письмо закрытых и открытых слогов с
изученными буквами.
Закрепление написания букв Аа,Уу,Мм.
Закрепление написания закрытых и
открытых слогов с изученными буквами.
Написание строчной и заглавной Оо.
Письмо обратных и прямых слогов с
буквами Аа, Уу, Оо, Мм.
Написание строчной и заглавной Хх.
Закрепление написания обратных и прямых
слогов с буквами Аа, Уу, Оо, Мм, Хх.
Написание строчной и заглавной Сс.
Закрепление написания обратных и прямых
слогов с изученными буквами.
Личностные и предметные
результаты освоения
учебного предмета «Русский
язык»
1)осознание себя как
гражданина России;
формирование чувства
гордости за свою Родину;
2)формирование
уважительного отношения к
иному мнению, истории и
культуре других народов;
3)развитие адекватных
представлений о собственных
возможностях, о насущно
необходимом
жизнеобеспечении;
4)овладение начальными
навыками адаптации в
динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5)овладение социальнобытовыми умениями,
используемыми в
повседневной жизни;
6)владение навыками
коммуникации и принятыми
нормами социального
взаимодействия;
7)способность к осмыслению
социального
окружения, своего места в
нем, принятие
соответствующих возрасту
ценностей и социальных
ролей;
8)принятие и освоение
социальной роли
обучающегося, формирование
и развитие социально
значимых мотивов учебной
деятельности;
Русский язык 1 класс
27
1
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
44
45
46
47
1
1
1
1
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
76
1
Закрепление написания обратных и прямых
слогов с изученными буквами.
Написание строчной и заглавной буквы Нн.
Письмо изученных слогов и слов.
Письмо изученных слогов и слов.
Написание строчной буквы ы.
Письмо изученных слогов и слов.
Письмо изученных слогов и слов.
Написание строчной и заглавной Лл.
Письмо изученных слогов и слов.
Письмо изученных слогов и слов.
Написание строчной и заглавной буквы Вв.
Письмо изученных слогов и слов.
Письмо изученных слогов и слов.
Написание строчной и заглавной буквы Ии.
Письмо изученных слогов и слов.
Письмо изученных слогов и слов.
Написание строчной и заглавной буквы
Шш.
Письмо изученных слогов и слов.
Письмо изученных слогов и слов.
Письмо изученных слогов и слов.
Практические упражнения в написании
слов со слогом ши.
Письмо изученных слогов и слов.
Письмо изученных слогов и слов.
Написание строчной и заглавной буквы Пп.
Письмо изученных слогов и слов.
Письмо изученных слогов и слов.
Написание строчной и заглавной буквы Тт.
Письмо изученных слогов и слов.
Письмо изученных слогов и слов.
Написание строчной и заглавной буквы Кк.
Письмо изученных слогов и слов.
Написание строчной и заглавной буквы Зз.
Дифференциация звуков з\с.
Письмо изученных слогов и слов.
Написание строчной и заглавной буквы Рр.
Дифференциация звуков р\л
Написание строчной буквы й.
Дифференциация звуков и\й.
Написание строчной и заглавной буквы
Жж.
Дифференциация звуков ж\ш
Письмо изученных слов со слогом жи.
Написание строчной и заглавной буквы Бб.
Дифференциация звуков б\п.
Написание строчной и заглавной буквы Дд.
Дифференциация звуков д\т
Написание строчной и заглавной буквы Гг.
Дифференциация звуков г\к.
Написание строчной буквы ь.
Закрепление пройденного материала.
Письмо изученных букв, слогов, слов.
Закрепление пройденного материала.
9)развитие навыков
сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10)формирование
эстетических потребностей,
ценностей и чувств;
11)развитие этических чувств,
доброжелательности и
эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам
других людей;
12)формирование установки
на безопасный, здоровый
образ жизни, наличие
мотивации к творческому
труду, работе на результат,
бережному отношению к
материальным и духовным
ценностям;
13)формирование готовности
к самостоятельной жизни.
Программа определяет два
уровня овладения
предметными результатами:
минимальный и достаточный.
Достаточный уровень
овладения предметными
результатами не является
обязательным для всех
обучающихся.
Минимальный уровень
является обязательным для
всех обучающихся с
умственной отсталостью.
различение гласных и
согласных звуков и букв
списывание по слогам и
целыми словами с
рукописного и печатного
текста
запись под диктовку слов и
коротких предложений (2-4
слова)
составление предложений,
Русский язык 1 класс
77
1
78
1
79
80
1
1
81
82
83
1
1
1
84
85
86
1
1
1
87
88
1
1
89
1
90
91
92
93
94
1
1
1
1
1
95
1
96
1
97
98
99
1
1
1
Письмо изученных букв, слогов, слов.
Закрепление пройденного материала.
Письмо изученных букв, слогов, слов.
Закрепление пройденного материала.
Письмо изученных букв, слогов, слов.
Написание строчной и заглавной буквы Ее.
Закрепление пройденного материала.
Письмо изученных букв, слогов, слов.
Написание строчной и заглавной буквы Яя.
Дифференциация букв А и Я.
Написание строчной и заглавной буквы
Юю.
Дифференциация букв У и Ю.
Написание строчной и заглавной буквы Ёё.
Закрепление пройденного материала.
Письмо изученных букв, слогов, слов.
Написание строчной и заглавной буквы Чч.
Практические упражнения в написании
слогов и слов с ча и чу.
Написание строчной и заглавной буквы
Фф.
Дифференциация слогов и слов с в\ф.
Написание строчной и заглавной буквы Цц.
Дифференциация слогов и слов с ц\с.
Написание строчной и заглавной буквы Ээ.
Закрепление пройденного материала.
Письмо изученных букв, слогов, слов.
Написание строчной и заглавной буквы
Щщ.
Практические упражнения в написании
слогов и слов с ща и щу.
Написание строчной буквы ъ.
Закрепление пройденного материала.
Закрепление пройденного материала.
восстановление в них
нарушенного порядка слов с
ориентацией на серию
сюжетных картинок
выделение из текста
предложений на заданную
тему
различение звуков и букв
характеристика гласных и
согласных звуков с опорой на
образец и опорную схему
списывание рукописного и
печатного текста целыми
словами с орфографическим
проговариванием деление
текста на предложения,
выделение темы текста (о чём
идет речь)
запись под диктовку слов и
коротких предложений (10-15
слов)
Русский язык 1 класс
1 КЛАСС.
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
различать звуки на слух и в произношении;
анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов
разрезной азбуки;
плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;
писать строчные и прописные буквы;
списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и
предложения.
1 класс. Программа С(К)ОУ VIII вида.
Контрольная работа. Входной срез
Цель работы: проверить:
знание геометрических фигур, цветов;
развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки;
развитие мелкой моторики;
умение классифицировать, анализировать и соотносить;
умение составлять предложения по сюжетной картинке. Примечание: все
упражнения
рекомендуется разделить по 3 направлениям:
– по показу;
– по памяти;
– по словесной инструкции.
I вариант
1. Обведи по трафарету (круг, квадрат, треугольник). Закрась круг красным цветом,
квадрат – жёлтым, треугольник – синим.
2. Скопируй:
3. Подчеркни лишний предмет.
Русский язык 1 класс
4. Нарисуй такую же пирамидку. Раскрась. (Цвета: красный, жёлтый, зелёный,
синий.)
5. Составь предложение по картинке. (Устно. Ученикам предлагается сюжетная картинка.)
II вариант
1. Обведи по трафарету (круг, квадрат, треугольник).
2. Скопируй:
3. Подчеркни лишний предмет.
4. Составь предложение по картинке. (Устно. Ученикам предлагается сюжетная картинка.)
III вариант
1. Обведи по линиям (круг, квадрат, треугольник).
Русский язык 1 класс
2. Скопируй:
3. Подчеркни лишний предмет.
4. Рассмотри картинку:
Найди на картинке следующие предметы и обведи их:
Русский язык 1 класс
1 класс. Программа С(К)ОУ VIII вида.
Контрольная работа за I четверть
Цель работы: проверить знание:
образа букв;
проверить умения:
воспринимать на слух звуки и обозначать их буквами;
списывать буквы и слова с печатного образца;
делить слова на слоги и производить их звуковой анализ, ставить ударение;
выделять в предложении отдельные слова.
I вариант
1. Соедини точки. Дорисуй по точкам буквы:
2. Запиши строчные буквы под диктовку:
О, А, Х, М, У, С.
3. Спиши слова, раздели их на слоги:
МУХА, СУХО, УХА.
Составь схему звукового анализа последнего слова. 4.
Выполни графическую схему предложения:
ДЕТИ ИГРАЮТ МАШИНКАМИ.
ВАРИАНТ II
1. Соедини точки:
2. Запиши строчные буквы под диктовку:
О, А, М, У, С.
3. Спиши слово, выдели красным цветом гласные буквы, поставь ударение:
МУХА
УХА
Русский язык 1 класс
III вариант
1. Обведи, дорисуй и продолжи самостоятельно (разукрась):
2. Спиши буквы:
О, А, У, С.
3. Спиши слово, выдели красным цветом гласные буквы:
МАМА
1 класс. Программа С(К)ОУ VIII вида.
Контрольная работа по обучению грамоте за II четверть
Цель работы: проверить знания:
гласных и согласных звуков;
графических образов букв;
проверить умения:
вычленять звук в конце и начале слова;
умение составлять и записывать двусложные слова;
списывать с печатного образца и писать слоги под диктовку;
составлять схемы слов.
I вариант
1. Картинный диктант (на доске картинки – кукла, шары, гнездо). Запиши букву, на
которую оканчивается каждое слово.
2. Из ряда букв выпиши гласные.
МЫОШЛУ
НРА
3. Составь слова из слогов и запиши их:
Русский язык 1 класс
СА
РО
РА
МА
ША
РЫ
(роса, рама, шары)
Составь схемы слов.
4. Запиши под диктовку слоги:
АУ АН ОМ РО ЛЫ ШУ Выдели синим цветом согласные буквы, красным –
гласные буквы.
II вариант
1. Картинный диктант (на доске картинки – арбуз, осы, утка). Запиши букву, на которую
начинается каждое слово.
2. Подчеркни гласные буквы:
ХЫМОУ Н
3. Запиши под диктовку слоги:
АУ АН ОМ РО Подчеркни гласные буквы
красным цветом.
III вариант
1. Картинный диктант (на доске картинки – арбуз, улитка). Запиши букву, на которую
начинается каждое слово.
улитка
арбуз
2. Обведи гласные буквы:
ХЫМОУ Н
3. Посмотри на слоги, напиши их письменно:
АУ АН ОМ РО Обведи
согласные буквы.
1 класс. Программа С(К)ОУ VIII вида.
Русский язык 1 класс
Контрольная работа за III четверть.
Цель работы: проверить знания:
изученных строчных и заглавных букв;
правописания сочетания жи, ши;
проверить умения:
списывать с рукописного текста предложения из 2 слов;
правильно оформлять предложение (большая буква, точка);
составлять слова из изученных слогов;
составлять схемы слов.
I вариант
1. Запиши строчные буквы под диктовку:
Т З В Ж Б Г Д Й И П Напиши такие же
заглавные буквы.
2. Вставь пропущенные слова и спиши (предлагаем рукописный образец):
…….. ЖИЛ.
………ПИШУТ.
………СИДИТ.
Слова для справок: тигр, малыши, кукла.
Выполни графическую схему первого предложения. 3.
Добавь слог или букву, чтобы получилось слово:
ВО… МЫ… СО… ТЫК… УХ… Запиши слова и
составь схемы двух слов.
II вариант
1. Запиши буквы под диктовку:
Т В Ж Б Г Д И П Подчеркни гласные буквы красным карандашом, согласные буквы –
синим.
2. Спиши предложение (предлагаем рукописный образец):
МАЛЫШИ ПИШУТ.
Выполни графическую схему предложения.
III вариант
Русский язык 1 класс
1. Запиши буквы под диктовку:
А С О М У Л Подчеркни гласные буквы красным
карандашом.
2. Спиши слова (предлагаем рукописный образец):
Мама мыла раму.
Определи количество слов в предложении и запиши цифрой.
1 класс. Программа С(К)ОУ VIII вида.
Контрольная работа по обучению грамоте за год
Цель работы: выявить умения:
писать строчные и заглавные буквы;
списывать с доски, прочитанные и разобранные слова и предложения;
анализировать слова по звуковому составу;
составлять слова из 2–3 слогов;
писать под диктовку предложение с предварительной подготовкой;
правильно оформлять предложения (начало предложения, конец предложения).
Списывание
Урок
У нас урок. Тут Ната. У нас карта. Антон у карты.
(12 слов)
Задания: I
вариант:
1) Составь схемы слов: парта, урок.
2) Составь слова из слогов: ук, па;
си, гу;
лу, го, би. (паук, гуси, голуби)
3) Запиши под диктовку предложение: На лугу гуси. Составь графическую схему
предложения.
II вариант:
1) Спиши с доски 2 предложения: У нас урок. Тут Ната.
2) Составь схему слова урок.
3) Запиши под диктовку: ра-ма, лужа.
III вариант:
1) Спиши с доски слова, поставь ударение: малыши, кукла,
2) Составь схему слова: мак.
3) Запиши под диктовку: хо, ма, лы, жи.
голуби.
Русский язык 1 класс