Рабочая программа по учебному курсу Математика 4 класс

Математика 4 класс

Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области
«Поимская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным
программам»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕЖДАЮ

Заместитель директора по УВР

Директор школы-интерната

____________Кердяшова З.В.

__________Тихонова М.В.

«28 » 08 2024 г.

«30 » 08 2024 г.

Рабочая программа
по учебному курсу «Математика»
4 класс
Основная. базовая
(адаптированная)

Учитель: Кистенева Н.А.
РАССМОТРЕНО
Протокол № 1 заседания МО учителей
от «28 » 08 2024 г.
Руководитель_________Кистенева Н.А.

ОДОБРЕНО
Решение педсовета
Протокол № 1 от «29 » 08 2024 г.

с. Поим 2024 год.

Математика 4 класс

Учебный предмет «Математика» 4 класс
Пояснительная записка.
Количество часов -5 ч в неделю, 170 ч в год.
Уровень программы – адаптированный.
Адаптированная рабочая
программа составлена в соответствии с требованиями
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (приказ МОиН РФ №1599 от 19.12 2014 года), и реализует авторскую
программу под редакцией В.В. Воронковой.
Нормативно – правовую основу разработки программы составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N
273-ФЗ от 29.12.2012 (с изменениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для
обучающихся с умственной отсталостью;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» ;

стандарта

обучающихся

с

умственной

- СанПиН 2.4.2.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности для человека факторов среды обитания»;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ (Поимская школа –
интернат» ;
- Устав школы-интернат;
-Локальные акты и Положения ГКОУ «Поимская школа – интернат»
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4
классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.

Рабочая
программа
ориентирована
на
использование
учебника
для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные
программы Математика 4 класс в 2 частях / Автор. – Т.В. Алышева, И.М. Яковлева

изд.,- М.: Просвещение, 2021, кол-во стр. 1ч. 135 стр, 2ч. 136 стр.

Математика 4 класс

Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в образовательных
организациях,
осуществляющих обучение учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).


















Программа носит практическую направленность, тесно связана с другими учебными
предметами, основами безопасности жизнедеятельности, здоровым образом жизни,
жизнью, готовит учащихся к овладению трудовыми знаниями и навыками, учит
использовать математические знания в нестандартных ситуациях.
Основная цель обучения математике – социальная реабилитация и адаптация
учащихся с интеллектуальными нарушениями в современном обществе ( готовить к жизни и
овладению доступными профессионально-трудовыми навыками).
Целью программы обучения является- расширение у учащихся с нарушением
интеллекта жизненного опыта, наблюдений о количественной стороне окружающего мира;
использование математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных
практических задач.
Задачи программы обучения:
формирование
начальных
временных,
пространственных,
количественных
представлений, которые помогут учащимся в дальнейшей трудовой деятельности;
повышение уровня общего развития учащихся, коррекция и развитие познавательной
деятельности и личностных качеств;
воспитание
трудолюбия,
самостоятельности,
терпеливости,
настойчивости,
любознательности;
формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и
самоконтроль;
формирование и развитие речи учащихся;
коррекция нарушений психофизического развития детей.

воспитание у школьников целеустремлённости, трудолюбия, самостоятельности,
терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности.
При отборе учебного материала учитывались разные возможности учащихся по усвоению
математических представлений, знаний, умений в зависимости от степени выраженности и
структуры дефекта. Предусмотрен дифференцированный и индивидуальный подходы к учащимся в
обучении математике.
Основные направления коррекционной работы:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
коррекция познавательной деятельности;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль;
обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях.
В коррекционной работе большое значение придается развитию познавательной деятельности, а
для этого необходимо развивать психические процессы: восприятие, мышление, память, речь,
необходимо направлять психическую деятельность ребенка, способность быть внимательным,
организовывать и направлять внимание при выполнении любого задания, так как внимание влияет
на всю деятельность ребенка.
Методы, используемые для коррекции познавательной сферы обучающихся:







Математика 4 класс
Коррекция аналитико-синтетической деятельности учащихся на основе упражнений в составлении
целого.
Коррекция и развитие мыслительной деятельности (мыслительных операций анализа и синтеза,
сравнения, обобщения).
Совершенствовать правильность формулировок математических понятий.
Работать над укреплением памяти и преодолением её дефектов через охранительный режим.
Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук.
Содержание образовательной программы
Нумерация. Разряды единиц, десятков, сотен. Разрядная таюлица. Сравнение чисел в
пределах 100 с использованием разрядной таблицы. Знакомство с микрокалькулятором. Умение
отложить любое число в пределах 100 на микрокалькуляторе.
Единицы
измерения
и
их
соотношения. Единица
измерения
длины:
миллиметр. Обозначение: 1мм. Соотношение: 1см=10мм.
Единица измерения массы: центнер. Обозначение: 1ц. Соотношение 1ц=100 кг.
Единица измерения времени: секунда. Обозначение: 1сек. Соотношение: 1 мин.=60 сек.
Секундная стрелка. Секундомер. Определение времени по часам с точностью до 1 мин (5ч 18мин,
без 13 мин 6 ч).
Числа полученные при измерении двумя мерами. Преобразования чисел, полученных при
измерении двумя мерами ( 1см 5мм=15мм=1см 5мм). Сложение и вычитание чисел, полученных
при измерении одной мерой, без преобразований и с преобразованиями вида:
60см+40см=100см=1м, 1м-60см=40см.
Арифметические действия. Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с
переходом через разряд. Проверка действий сложения и вычитания обратным действием.
Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания (слагаемого, уменьшаемого,
вычитаемого).
Выполнение и проверка действий сложения и вычитания с помощью микрокалькулятора.
Присчитывание и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7.
Таблица умножения чисел на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица деления чисел на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
равных частей. Взаимосвязь умножения и деления. Деление по содержанию. Деление с остатком.
Называние компонентов умножения и деления ( в речи учителя).
Умножение 0, 1, 10. Умножение на 0, 1, 10. Правило умножения 0, 1, 10.
Доли. Понятие доли как части предмета и целого числа: половина, четверть, пятая доли и т.д.
Нахождение второй, третьей доли и т.д., части предмета и числа.
Арифметические задачи. Простые арифметические задачи: на деление содержания; на
зависимость между стоимостью, ценой, количеством ( все случаи); на нахождение неизвестного
слагаемого; на нахождение одной доли числа. Задачи в два арифметических действия, составленные
из ранее решаемых простых задач.
Геометрический материал. Сложение и вычитание отрезков.
Обозначение геометрических фигур буквами латинского алфавита.
Кривые, ломаные линии: замкнутые, незамкнутые. Граница многоугольника – замкнутая
ломаная линия. Измерение отрезков ломаной линии и вычисление ее длины. Построение отрезка,
равного длине ее отрезков.
Взаимное положение на плоскости геометрических фигур ( пересечение, точки пересечения).
Диаметр. Построение окружности заданного диаметра. Деление окружности на 2,4 равные
части.
Названия сторон прямоугольника: основания ( верхнее, нижнее), боковые стороны (правая,
левая), смежные стороны. Длина и ширина прямоугольника. Построение прямоугольника (квадрата)
по заданным длинам сторон с помощью чертежного угольника.
Рекомендуемые практические упражнения. Сложение и вычитание чисел в пределах 100.
Иллюстрация с помощью раздаточного материала («бруски», «кубики», магнитные полосы «
десятки», «единицы», квадрат «Сотня», таблица «Сотня»).
Экскурсия в магазины ( в том числе в супермаркеты). Оплата покупки. Кассовый чек.
Проверка правильности оплаты покупки с помощью калькулятора.
Определение стоимости и массы нескольких одинаковых товаров.
Пришкольный участок. Измерение длины и ширины игровой и спортивных площадок,
клумб, расстояния между посадками ( деревья, кустарники).

Математика 4 класс
Часы – электронные и механические. Определение времени по часам. Установка будильника.
Сотовый телефон. Работа с органайзером – календарь, время; с приложениями – таймер,
секундомер, будильник. Установка даты, времени и др.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Математика»
Планируемые результаты
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных
и предметных результатов.
Личностные результаты:


внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на
содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;













широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно –
познавательные и внешние мотивы;
учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, так и поступков окружающих людей;
развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
осознания роли своей страны в мировом развитии, уважительного отношения к семейным
ценностям, бережного отношения к окружающему миру;
целостного восприятия окружающего мира;
развитой мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованности в
приобретении и расширении знаний и способов действий, творческого подхода к выполнению
заданий;
рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими;
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
установки на здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия











принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в
том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
формулировать и удерживать учебную задачу;
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
применять установленные правила в планировании способа решения;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;











Математика 4 класс
составлять план и последовательность действий;
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах;
использовать речь для регуляции своего действия;
различать способ и результат действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта
сделанных ошибок;
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по
исправлению допущенных ошибок;
устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических
препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия



















строить сообщения в устной и письменной форме;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение по заданным критериям;
устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и
связях;
с помощью учителя выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
с помощью учителя выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
с помощью учителя контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
с помощью учителя ставить и формулировать проблемы;
с помощью учителя создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного
характера;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
с помощью учителя создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
поиску и выделению необходимой информации из различных источников;
связей, построению суждений, обобщению.
Коммуникативные универсальные учебные действия













адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его
аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том
числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и
взаимодействии;
формулировать собственное мнение и позицию;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с
партнёром;
формулировать собственное мнение и позицию;










Математика 4 класс
строить монологичное высказывание;
слушать собеседника;
определять общую цель и пути ее достижения;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при
выработке общего решения в совместной деятельности,
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников.

Предметные результаты для 4 класса:
Нумерация
Минимальный уровень:
- осуществление счета в пределах 100, присчитывая равными числовыми группами по
2, 5;
- присчитывая по 3, 4 (с помощью учителя).
Достаточный уровень:
- осуществление счета в пределах 100, присчитывая, отсчитывая равными числовыми
группами по 2, 3, 4, 5;
- умение упорядочивать числа в пределах 100.
Единицы измерения и их соотношения
Минимальный уровень:
- знание единицы измерения (меры) длины 1 мм, соотношения 1 см = 10 мм;
выполнение измерений длины предметов в сантиметрах и миллиметрах (с помощью
учителя);
- умение определять время по часам с точностью до 1 мин; называть время одним
способом.
Достаточный уровень:
- знание единицы измерения (меры) длины 1 мм, соотношения 1 см = 10 мм;
выполнение измерений длины предметов в сантиметрах и миллиметрах;
- умение определять время по часам с точностью до 1 мин; называть время тремя
способами;
- выполнение сравнения чисел, полученных при измерении величин двумя мерами;
упорядочение чисел, полученных при измерении величин одной мерой.

Математика 4 класс

Арифметические действия
Минимальный уровень:
- выполнение сложения и вычитания двузначного числа с однозначным числом с
переходом через разряд (45+ 6; 45 – 6) на основе приемов устных вычислений;
- выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 100 без перехода и с
переходом через разряд на основе приемов письменных вычислений;
- знание таблицы умножения однозначных чисел до 5;
- понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения
на печатной основе для нахождения произведения и частного;
- знание и применение переместительного свойства умножения;
- понимание смысла математических отношений «больше в …», «меньше в…»;
- умение осуществлять в практическом плане увеличение и уменьшение в несколько
раз данной предметной совокупности и предметной совокупности, сравниваемой с
данной, с отражением выполненных операций в математической записи (составлении
числового выражения);
-выполнение увеличения и уменьшения числа в несколько раз;
- знание порядка действий в числовых выражениях (примерах) без скобок в два
арифметических действия, содержащих умножение и деление (с помощью учителя);
- использование в собственной речи названий компонентов и результатов умножения
и деления (с помощью учителя).
Достаточный уровень:
- выполнение сложения и вычитания двузначного числа с однозначным, двузначным
числом с переходом через разряд (45 + 6; 45 – 6; 45 + 26; 45 – 26) на основе приемов
устных вычислений;
- выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 100 без перехода и с
переходом через разряд на основе приемов письменных вычислений;
- знание таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10; правила умножения
чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;
- понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения
на печатной основе для нахождения произведения и частного;
- знание и применение переместительного свойства умножения;
- понимание смысла математических отношений «больше в …», «меньше в …»;
умение осуществлять в практическом плане увеличение и уменьшение в несколько
раз данной предметной совокупности и предметной совокупности, сравниваемой с
данной, с отражением выполненных операций в математической записи (составлении
числового выражения); выполнение увеличения и уменьшения числа в несколько раз;
- знание порядка действий в числовых выражениях (примерах) без скобок в два
арифметических действия, содержащих умножение и деление; использование в
собственной речи названий компонентов и результатов умножения и деления.
Арифметические задачи
Минимальный уровень:
- выполнение решения простых арифметических задач на увеличение, уменьшение
числа в несколько раз (с отношением «больше в …»,«меньше в …») в практическом
плане на основе действий с предметными совокупностями, иллюстрирования
содержания задачи;

Математика 4 класс

- выполнение решения простых арифметических задач на нахождение цены,
количества на основе знания зависимости между ценой, количеством, стоимостью;
составление задач на нахождение цены, количества (с помощью учителя);
- выполнение решения составной арифметической задачи в два действия (сложение,
вычитание, умножение, деление) на основе моделирования содержания задачи (с
помощью учителя).
Достаточный уровень:
- выполнение решения простых арифметических задач на увеличение, уменьшение
числа в несколько раз (с отношением «больше в …»,«меньше в …») на основе
моделирования содержания задачи с помощью предметно-практической
деятельности, иллюстрирования содержания задачи;
- выполнение решения простых арифметических задач на нахождение цены,
количества на основе знания зависимости между ценой, количеством, стоимостью;
составление задач на нахождение цены, количества;
- составление краткой записи, выполнение решения составной арифметической
задачи в два действия (сложение, вычитание, умножение, деление) на основе
моделирования содержания задачи.
Геометрический материал
Минимальный уровень:
- умение выполнить измерение длины отрезка в сантиметрах и миллиметрах, с
записью числа, полученного при измерении двумя мерами; умение построить отрезок
заданной длины (в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах) (с помощью
учителя);
- различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины
ломаной;
- построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на
нелинованной бумаге (с помощью учителя);
- узнавание, называние, моделирование взаимного положения двух геометрических
фигур; нахождение точки пересечения без построения.
Достаточный уровень:
- умение выполнить измерение длины отрезка в сантиметрах и миллиметрах, с
записью числа, полученного при измерении двумя мерами; умение построить
отрезок.
- заданной длины (в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах);
- различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины
ломаной;
- знание названий сторон прямоугольника (квадрата); построение прямоугольника
(квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге;
- узнавание, называние, построение, моделирование взаимного положения двух
геометрических фигур; нахождение точки пересечения.
Критерии оценок.
Знания и умения учащихся по математике оцениваются по результатам
индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ.

их

Математика 4 класс
1. Оценка устных ответов.
Оценка «5»:
- правильные и осознанные ответы на все поставленные вопросы, знает и умеет применять правила,
умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями;
- умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить
ход решения;
- умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;
- правильно узнаёт и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур по
отношению друг к другу на плоскости и в пространстве;
- правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертёжного
инструментов, умеет объяснить последовательность работы.
- если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему
может быть поставлена оценка «5».
Оценка «4»:
- если ученик при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных
вопросах, помогающих ему уточнить ответ;
-при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях,
названии промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов;
- при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу
предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий;
- с незначительной помощью учителя правильно узнаёт и называет геометрические фигуры, их
элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу; выполняет
работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.
Оценка«3»:
- при незначительной помощи учителя даёт правильные ответы на поставленные вопросы,
формулирует правила, может их применять;
- производит вычисления с опорой на различные виды счётного материала, но с соблюдением
алгоритмов действий;
- понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя;
- узнаёт и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в
пространстве со значительной помощью учителя или с использованием записей и чертежей в
тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя;
- правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения
последовательности работы, демонстрации приёмов её выполнения.
Оценка «2»:
-обнаруживает незнание большей части программного материала, не может воспользоваться
помощью учителя, учащихся.
2. Письменная проверка знаний и умений обучающегося.
Учитель проверяет и оценивает все письменные работы обучающегося, учитывая уровень
самостоятельности ученика, особенности его развития.
Письменные контрольные работы могут быть либо однородными (только задачи, только примеры,
только построение геометрических фигур), либо комбинированными.
Объём контрольной работы 35 - 40 минут.
Комбинированная контрольная работа:
- 1 -3 простые задачи;
- 1 -3 простые задачи и 1 составная;
- 2 составные задачи;
- примеры в одно или несколько арифметических действий;
- математический диктант;
- сравнение чисел, математических выражений;
- вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания.
Грубые ошибки:
- неверное выполнение вычислений вследствие применения правил;
- неправильное решение задачи ( неправильный выбор, пропуск действий, выполнение ненужных
действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых
числовых данных),
- неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур.

Математика 4 класс
Негрубые ошибки:
- допущенные в процессе списывания числовых данных
( искажение, замена), знаков арифметических действий;
- нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи;
- правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении
- Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют
случаи написания тех слов, которые используются на уроках математики.
Оценка комбинированных работ:
Оценка «5»:
- вся работа выполнена без ошибок.
Оценка «4»:
- если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки.
Оценка «3»:
- если решены простые задачи, но не решена составная или решена одна из двух составных задач,
хотя и с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий.
Оценка «2»:
- если не решены задачи, но сделаны попытки их решить и выполнено менее половины других
заданий.
Оценка работ из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач:
Оценка «5»:
- все задания выполнены правильно.+
Оценка «4»:
если допущены 1 -2 негрубые ошибки.
Оценка «3»:
- если допущены 1- 2 грубые ошибки или 3 -4 негрубые.
Оценка «2»:
- если допущены 3 -4 грубые ошибки и ряд негрубых.
Оценка работ, состоящих из задач с геометрическим содержанием.
Оценка «5»:
-все задачи выполнены правильно.
Оценка «4»:
- допущены 1-2 негрубые ошибки при решении задач на вычисление или измерение, а построение
выполнено недостаточно точно.
Оценка«3»:
- не решена одна из двух - трёх задач на вычисление, если при измерении допущены небольшие
неточности; если построение выполнено правильно, но допущены ошибки при размещении
чертежей на листе бумаги, а также при обозначении геометрических фигур буквами.
Оценка «2»:
- не решены две задачи на вычисление, получен неверный результат при измерении или нарушена
последовательность построения геометрических фигур.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
 знание числового ряда 1—100 в прямом порядке; откладывание любых чисел в пределах 100,
с использованием счетного материала;
 знание названий компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
 понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления
(на равные части);
 знание таблицы умножения однозначных чисел до 5;
 понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на
печатной основе для нахождения произведения и частного;
 знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;
 знание и применение переместительного свойства сложения и умножения;
 выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100;
 знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;

































Математика 4 класс
различение чисел, полученных при счете и измерении, запись числа, полученного при
измерении двумя мерами;
пользование календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в
месяцах;
определение времени по часам (одним способом);
решение, составление, иллюстрирование изученных простых арифметических задач;
решение составных арифметических задач в два действия (с помощью учителя);
различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины ломаной;
узнавание, называние, моделирование взаимного положения двух прямых, кривых линий,
фигур; нахождение точки пересечения без вычерчивания;
знание названий элементов четырехугольников; вычерчивание прямоугольника (квадрата) с
помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя);
различение окружности и круга, вычерчивание окружности разных радиусов.
Достаточный уровень:
знание числового ряда 1-100 в прямом и обратном порядке;
счет, присчитыванием, отсчитываем по единице и равными числовыми группами в пределах
100;
откладывание любых чисел в пределах 100 с использованием счетного материала;
знание названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления
(на равные части и по содержанию); различение двух видов деления на уровне практических
действий;
знание способов чтения и записи каждого вида деления;
знание таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10;
правила умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;
понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на
печатной основе для нахождения произведения и частного;
знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;
знание и применение переместительного свойство сложения и умножения;
выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100;
знание единиц (мер) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;
различение чисел, полученных при счете и измерении, запись чисел, полученных при
измерении двумя мерами (с полным набором знаков в мелких мерах);
знание порядка месяцев в году, номеров месяцев от начала года; умение пользоваться
календарем для установления порядка месяцев в году; знание количества суток в месяцах;
определение времени по часам тремя способами с точностью до 1 мин;
решение, составление, иллюстрирование всех изученных простых арифметических задач ;
краткая запись, моделирование содержания, решение составных арифметических задач в два
действия;
различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины ломаной;
узнавание, называние, вычерчивание, моделирование взаимного положения двух прямых и
кривых линий, многоугольников, окружностей; нахождение точки пересечения;
знание названий элементов четырехугольников, вычерчивание прямоугольника (квадрата) с
помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге;
вычерчивание окружности разных радиусов, различение окружности и круга.

Математика 4 класс

Учебно-тематический планирование предмета «Математика»
4 класс
Количество часов за уч. год -170 ч
Количество часов в неделю – 5 ч.
№ п/п

Тема урока

Кол-во

Основные виды учебной деятельности учащихся

часов
1.

Нумерация чисел 1–100
(повторение)

1

2.

Нумерация чисел 1–100
(повторение)

1

3.

Нумерация чисел 1–100
(повторение)

1

4.

Числа, полученные при
измерении величин

1

5.

Числа, полученные при
измерении величин

1

6.

Числа, полученные при
измерении величин

1

7.

Мера длины –

1

Ряд круглых десятков в пределах 100.
Сравнение и упорядочение круглых десятков.
Разряды, их место в записи числа.
Состав двузначных чисел из десятков и единиц.
Моделирование чисел, полученных при измерении
стоимости в пределах 100 р., с помощью монет
достоинством 10 р., 5 р., 2 р., 1 р. на основе знания
десятичного состава двузначных чисел.
Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
Числовой ряд в пределах 100. Место каждого числа
в числовом ряду. Получение следующего, предыдущего
чисел.
Сравнение и упорядочение чисел в пределах 100.
Сложение и вычитание в пределах 100 на основе
присчитывания, отсчитывания по 10 (40 + 10; 40 – 10), по 1
(42 + 1; 1 + 42; 43 – 1); разрядного состава чисел (40 + 3; 3
+ 40; 43 – 3; 43 – 40), с использованием переместительного
свойства сложения.
Нахождение значения числового выражения со скобками и
без скобок в 2 арифметических действия (сложение,
вычитание).
Решение простых, составных задач в 2 арифметических
действия (сложение, вычитание). Составление и решение
арифметических задач по предложенному сюжету,
готовому решению, краткой записи.
Линии (прямая, луч, отрезок), их дифференциация.
Измерение длины отрезков в сантиметрах. Сравнение
отрезков по длине. Построение отрезка заданной длины;
равного по длине данному отрезку (такой же длины).
Сравнение длины отрезка с 1 дм.
Многоугольники. Связь названия многоугольника
с количеством углов у него.
Величины (стоимость, длина, масса, емкость, время),
единицы измерения величин (меры).
Дифференциация чисел, полученных при счете предметов
и при измерении величин.
Сравнение чисел, полученных при измерении величин
двумя мерами.
Моделирование числа, полученного при измерении
стоимости двумя мерами, с помощью набора из монет
достоинством 10 р., 5 р., 2 р., 1 р., 50 к., 10 к.
Построение отрезка заданной длины, выраженной числом,
полученным при измерении двумя мерами (1 дм 2 см).
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении
величин одной мерой.
Знакомство с мерой длины – миллиметром.

Математика 4 класс
8.

миллиметр
Мера длины –
миллиметр

1

9.

Сложение и вычитание
без перехода через
разряд (все случаи)

1

10.

Сложение и вычитание
без перехода через
разряд (все случаи)

1

11.

Сложение и вычитание
без перехода через
разряд (все случаи)

1

12.

Сложение и вычитание
без перехода через
разряд (все случаи)

1

13.
14.
15.

Контрольная работа №1
Работа над ошибками
Меры времени

1
1
1

16.

Замкнутые, незамкнутые
кривые линии

1

17.

Окружность, дуга

1

18.

Умножение чисел

1

Запись: 1 мм. Соотношение: 1 см = 10 мм.
Измерение длины предметов с помощью линейки
с выражением результатов измерений в сантиметрах и
миллиметрах (12 см 5 мм).
Измерение длины отрезка в миллиметрах, в сантиметрах и
миллиметрах.
Построение отрезка заданной длины (в миллиметрах,
в сантиметрах и миллиметрах)
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода
через разряд приемами устных вычислений, с записью
примеров в строчку:
сложение и вычитание круглых десятков
(40 + 20; 40 – 20);
сложение и вычитание двузначного и однозначного
чисел (45 + 2; 2 + 45; 45 – 2);
сложение и вычитание двузначных чисел и круглых
десятков (34 + 20; 20 + 34; 34 – 20);
сложение и вычитание двузначных чисел
(54 + 21; 54 – 21; 54 – 24; 54 - 51);
получение в сумме круглых десятков и числа100 (38 + 2; 2 + 38;
98 + 2; 38 + 22; 38 + 62);
вычитание однозначных, двузначных чисел из круглых
десятков и числа 100 (50 – 4; 100 – 4; 50 – 24; 100 – 24).
Взаимосвязь сложения и вычитания.
Проверка вычитания обратным действием – сложением.
Увеличение, уменьшение на несколько единиц чисел
в пределах 100, с записью выполненных операций в виде
числового выражения (примера).
Присчитывание, отсчитывание равными числовыми
группами по 2, 5 в пределах 100.
Построение отрезка, длина которого больше, меньше
длины данного отрезка.
Пересечение линий, точка пересечения. Построение
пересекающихся, непересекающихся отрезков.
Обозначение буквой точки пересечения.
Углы. Виды углов. Определение вида угла с помощью
чертежного угольника
Контроль и учет знаний
Работа над ошибками
Соотношения мер времени.
Последовательность месяцев, количество суток в каждом
месяце.
Определение времени по часам с точностью до 1 мин
двумя способами
Замкнутые, незамкнутые кривые линии: распознавание,
называние.
Моделирование замкнутых, незамкнутых кривых.
Замкнутые и незамкнутые кривые линии: окружность,
дуга.
Построение окружности с данным радиусом.
Построение окружностей с радиусами, равными по длине,
разными по длине.
Построение дуги с помощью циркуля.
Умножение как сложение одинаковых чисел (слагаемых).
Замена сложения умножением; замена умножения
сложением (в пределах 20).
Простые арифметические задачи на нахождение произведения,
раскрывающие смысл арифметического
действия умножения; выполнение решения задач на основе
действий с предметными совокупностями,
иллюстрирования содержания задачи.
Составные задачи в 2 арифметических действия (сложение,
вычитание, умножение). Составление и решение
арифметических задач по предложенному сюжету,
готовому решению, краткой записи

Математика 4 класс
19.

Таблица умножения
числа 2

1

20.

Таблица умножения
числа 2

1

21.

Таблица умножения
числа 2

1

22.

Деление чисел

1

23.

Деление чисел

1

24.

Деление на 2

1

25.

Деление на 2

1

26.

Деление на 2

1

27.
28.
29.

Контрольная работа №2
Работа над ошибками
Сложение с переходом
через разряд (устные
вычисления)

1
1
1

30.

Сложение с переходом
через разряд (устные
вычисления)

1

31.

Сложение двузначных чисел с
переходом через разряд

1

Таблица умножения числа 2, ее воспроизведение на основе
знания закономерностей построения
Выполнение табличных случаев умножения числа 2 с
проверкой правильности вычислений по таблице
умножения числа 2.
Умножение чисел, полученных при измерении величин
одной мерой.
Порядок действий в числовых выражениях без скобок
в 2 арифметических действия (сложение, вычитание,
умножение)

Моделирование действия деления (на равные части)
в предметно-практической деятельности с отражением
выполненных действий в математической записи
(составлении примера).
Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4 равные части
(в пределах 20).
Простые арифметические задачи на нахождение частного,
раскрывающие смысл арифметического действия деления
(на равные части); выполнение решения задач на основе
действий с предметными совокупностями
Таблица деления на 2, ее воспроизведение на основе
знания закономерностей построения.
Числа четные и нечетные.
Выполнение табличных случаев деления на 2 с проверкой
правильности вычислений по таблице деления на 2.
Деление чисел, полученных при измерении величин одной
мерой.
Порядок действий в числовых выражениях без скобок в 2
арифметических действия (сложение, вычитание,
деление).
Взаимосвязь умножения и деления. Взаимосвязь таблиц
умножения числа 2 и деления на 2.
Деление по содержанию (по 2).
Простые арифметические задачи на нахождение частного,
раскрывающие смысл арифметического действия деления
(по содержанию); выполнение решения задач на основе
действий с предметными совокупностями.
Составные задачи в 2 арифметических действия (сложение,
вычитание, деление)
Контроль и учет знаний
Работа над ошибками
Сложение двузначного числа с однозначным числом
с переходом через разряд (38 + 5) приемами устных
вычислений (запись примера в строчку).
Нахождение значения числового выражения (решение
примера) с помощью моделирования действия
с использованием счетного материала, с подробной записью
решения путем разложения второго слагаемого на
два числа.
Выполнение вычислений на основе переместительного
свойства сложения (5 + 38).
Присчитывание равными числовыми группами
по 3, 4 в пределах 100.
Составные задачи в 2 арифметических действия (сложение,
вычитание, умножение, деление). Составление задач по
предложенному сюжету, краткой записи.
Сложение двузначных чисел с переходом через разряд
(38 + 25) приемами устных вычислений (запись примера в
строчку).
Нахождение значения числового выражения (решение

Математика 4 класс
1

примера) с подробной записью решения путем разложения
второго слагаемого на два числа.
Порядок действий в числовых выражениях без скобок
в 2 арифметических действия (сложение, вычитание,
умножение, деление)
Знакомство с ломаной линией. Элементы ломаной линии:
отрезки, вершины, углы.
Моделирование ломаной линии

32.

Сложение двузначных чисел с
переходом через разряд

33.

Ломаная линия

1

34.

Ломаная линия

1

35.

Вычитание с переходом
через разряд (устные
вычисления)

1

36.

Контрольная работа № 3 (итог 1
четверти)

1

1

Вычитание однозначного числа из двузначного числа
с переходом через разряд (34 – 5) приемами устных
вычислений (запись примера в строчку).
Нахождение значения числового выражения (решение
примера) с помощью моделирования действия с
использованием счетного материала, с подробной записью
решения путем разложения второго слагаемого на два
числа.
Отсчитывание равными числовыми группами по 3, 4 в
пределах 100.
Присчитывание, отсчитывание равными числовыми
группами по 6 в пределах 100.
Измерение длины отрезков ломаной, сравнение их по
длине
Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд (53 – 25)
приемами устных вычислений (запись примера в
строчку).
Нахождение значения числового выражения (решение
примера) с подробной записью решения путем разложения
второго слагаемого на два числа.
Построение ломаной линии из отрезков заданной длины

37.

Работа над ошибками

38.

Вычитание двузначных чисел с
переходом через разряд

39.

Вычитание двузначных чисел с
переходом через разряд

1

Контроль и учет знаний

40.

Вычитание двузначных чисел с
переходом через разряд

1

Работа над ошибками

41.

Замкнутые, незамкнутые
ломаные линии

1

42.

Таблица умножения на 3

1

43.

Таблица умножения на 3

1

44.

Деление на 3

1

45.

Деление на 3

1

Замкнутые, незамкнутые ломаные линии: распознавание,
называние.
Моделирование замкнутых, незамкнутых ломаных.
Получение замкнутой ломаной линии из незамкнутой
ломаной (на основе моделирования, построения).
Получение незамкнутой ломаной линии из замкнутой
ломаной (на основе моделирования).
Граница многоугольника – замкнутая ломаная линия.
Табличное умножение числа 3 в пределах 20.
Табличные случаи умножения числа 3 в пределах 100 (на основе
взаимосвязи сложения и умножения).
Таблица умножения числа 3, ее составление,
воспроизведение на основе знания закономерностей
построения.
Выполнение табличных случаев умножения числа 3
с проверкой правильности вычислений по таблице
умножения числа 3.
Переместительное свойство умножения
Деление предметных совокупностей на 3 равные части
(в пределах 20, 100) с отражением выполненных действий
в математической записи (составлении примера).
Таблица деления на 3, ее составление с использованием
таблицы умножения числа 3, на основе знания взаимосвязи
умножения и деления.
Выполнение табличных случаев деления на 3 с проверкой

1

Математика 4 класс
46.

Деление на 3

1

47.

Таблица умножения на 4

1

48.

Таблица умножения на 4

1

49.

Деление на 4

1

50.

Деление на 4

1

51.

Деление на 4

1

52.

Длина ломаной линии

1

53.

Контрольная работа №4

1

правильности вычислений по таблице деления на 3.
Деление по содержанию (по 3).
Дифференциация деления на равные части и по содержанию
Табличное умножение числа 4 в пределах 20.
Табличные случаи умножения числа 4 в пределах 100
(на основе взаимосвязи сложения и умножения).
Таблица умножения числа 4, ее составление,
воспроизведение на основе знания закономерностей
построения.
Выполнение табличных случаев умножения числа 4
с проверкой правильности вычислений по таблице
умножения числа 4.
Нахождение произведения на основе знания
переместительного свойства умножения с использованием
таблиц умножения
Деление предметных совокупностей на 4 равные части
(в пределах 20, 100) с отражением выполненных действий
в математической записи (составлении примера).
Таблица деления на 4, ее составление с использованием
таблицы умножения числа 4, на основе знания взаимосвязи
умножения и деления.
Выполнение табличных случаев деления на 4 с проверкой
правильности вычислений по таблице деления на 4.
Деление по содержанию (по 4)
Вычисление длины ломаной линии.
Построение отрезка, равного длине ломаной (с помощью
циркуля).
Контроль и учет знаний

54.

Работа над ошибками

1

Работа над ошибками

55.

Таблица умножения
числа 5

1

56.

Таблица умножения
числа 5

1

57.

Деление на 5

1

58.

Деление на 5

1

59.

Деление на 5

1

60.

Двойное обозначение
времени

1

61.

Двойное обозначение
времени
Таблица умножения
числа 6

1

63.

Таблица умножения
числа 6

1

64.

Таблица умножения
числа 6

1

Табличное умножение числа 5 в пределах 20.
Табличные случаи умножения числа 5 в пределах 100
(на основе взаимосвязи сложения и умножения).
Таблица умножения числа 5, ее составление,
воспроизведение на основе знания закономерностей
построения.
Выполнение табличных случаев умножения числа 5
с проверкой правильности вычислений по таблице
умножения числа 5
Деление предметных совокупностей на 5 равных частей
(в пределах 20, 100) с отражением выполненных действий в
математической записи (составлении примера).
Таблица деления на 5, ее составление с использованием
таблицы умножения числа 5, на основе знания взаимосвязи
умножения и деления.
Выполнение табличных случаев деления на 5 с проверкой
правильности вычислений по таблице деления на 5.
Деление по содержанию (по 5)
Двойное обозначение времени.
Определение частей суток на основе знания двойного
обозначения времени.
Определение времени по электронным часам
(с электронным табло) с точностью до 1 ч, получаса
Табличное умножение числа 6 в пределах 20.
Табличные случаи умножения числа 6 в пределах 100
(на основе взаимосвязи сложения и умножения) Таблица
умножения числа 6, ее составление,
воспроизведение на основе знания закономерностей
построения.
Выполнение табличных случаев умножения числа 6
с проверкой правильности вычислений по таблице
умножения числа 6.

62.

1

Математика 4 класс
65.

Таблица умножения
числа 6

1

66.

Деление на 6

1

67.

Деление на 6

1

68.

Деление на 6

1

69.

Деление на 6

1

70.

Прямоугольник

1

71.

Контрольная работа №5 )по итогу
2 четверти)

1

Контроль и учет знаний

72.

Работа над ошибками

1

Работа над ошибками

73.

Таблица умножения
числа 7

1

74.

Таблица умножения
числа 7

1

Табличные случаи умножения числа 7 в пределах 100
(на основе переместительного свойства умножения,
взаимосвязи сложения и умножения).
Таблица умножения числа 7, ее составление,
воспроизведение на основе знания закономерностей
построения. Выполнение табличных случаев умножения числа 7
с проверкой правильности вычислений по таблице
умножения числа 7.
Присчитывание, отсчитывание равными числовыми
группами по 7 в пределах 10.
Составление по краткой записи (в виде таблицы) и
решение простых арифметических задач на нахождение
стоимости, цены на основе зависимости между ценой,
количеством, стоимостью.
Построение прямоугольника с помощью чертежного
угольника (на нелинованной бумаге) по заданным длинам
его сторон

75.

Повторение пройденного материала

1

76.

Повторение пройденного материала

1

77.

Повторение пройденного материала

1

78.

Повторение пройденного материала

1

79.

Повторение пройденного материала

1

80.

Увеличение числа в
несколько раз

1

Цена, количество, стоимость. Краткая запись в виде
таблицы простых арифметических задач на нахождение
стоимости на основе зависимости между ценой,
количеством, стоимостью
Деление предметных совокупностей на 6 равных частей
(в пределах 20, 100) с отражением выполненных действий
в математической записи (составлении примера).
Таблица деления на 6, ее составление с использованием
таблицы умножения числа 6, на основе знания взаимосвязи
умножения и деления
Выполнение табличных случаев деления на 6 с проверкой
правильности вычислений по таблице деления на 6. Деление по
содержанию (по 6).
Простые арифметические задачи на нахождение цены на
основе зависимости между ценой, количеством,
стоимостью; краткая запись задачи в виде таблицы, ее
решение.
Нахождение длины замкнутой ломаной линии
Прямоугольники: прямоугольник, квадрат.
Название сторон прямоугольника.
Противоположные стороны прямоугольника, их свойство.
Построение прямоугольника с помощью чертежного
угольника (на нелинованной бумаге.

Увеличение в несколько раз предметной совокупности,
сравниваемой с данной, в процессе выполнения
предметно-практической деятельности («больше в …»),
с отражением выполненных действий в математической
записи (составлении числового выражения).
Увеличение в несколько раз данной предметной совокупности в
процессе выполнения предметнопрактической деятельности («увеличить в …»).
Увеличение числа в несколько раз.
Знакомство с простой арифметической задачей на
увеличение числа в несколько раз (с отношением «больше
в …») и способом ее решения: краткая запись задачи;

Математика 4 класс
81.

Увеличение числа в
несколько раз

1

82.

Увеличение числа в
несколько раз

1

83.

Увеличение числа в
несколько раз

1

84.

Деление на 7

1

85.

Деление на 7

1

86.

Деление на 7

1

87.

Деление на 7

1

88.

Уменьшение числа в
несколько раз

1

89.

Уменьшение числа в
несколько раз

1

90.

Уменьшение числа в
несколько раз

1

91.

Квадрат

1

92.

Таблица умножения
числа 8

1

93.

Таблица умножения
числа 8

1

94.

Таблица умножения
числа 8

1

95.

Деление на 8

1

96.

Деление на 8

1

97.

Деление на 8

1

выполнение решения задачи в практическом плане на
основе моделирования, иллюстрирования предметной
ситуации; запись решения и ответа задачи
Таблица деления на 7, ее составление с использованием
таблицы умножения числа 7, на основе знания взаимосвязи
умножения и деления.
Деление предметных совокупностей на 7 равных частей
(в пределах 100) с отражением выполненных действий в
математической записи (составлении примера)
Выполнение табличных случаев деления на 7 с проверкой
правильности вычислений по таблице деления на 7.
Деление по содержанию (по 7)
Уменьшение в несколько раз предметной совокупности,
сравниваемой с данной, в процессе выполнения
предметно-практической деятельности («меньше в …»),
с отражением выполненных действий в математической
записи (составлении числового выражения).
Уменьшение в несколько раз данной предметной
совокупности в процессе выполнения предметнопрактической деятельности («уменьшить в …»).
Уменьшение числа в несколько раз.
Знакомство с простой арифметической задачей на
уменьшение числа в несколько раз (с отношением «меньше
в …») и способом ее решения: краткая запись задачи;
выполнение решения задачи в практическом плане на
основе моделирования предметной ситуации; запись
решения и ответа задачи
Название сторон квадрата.
Противоположные стороны квадрата, их свойство. Смежные
стороны прямоугольника (квадрата).
Построение квадрата с помощью чертежного угольника
(на нелинованной бумаге)
Табличные случаи умножения числа 8 в пределах 100
(на основе переместительного свойства умножения,
взаимосвязи сложения и умножения).
Таблица умножения числа 8, ее составление,
воспроизведение на основе знания закономерностей
построения.
Выполнение табличных случаев умножения числа
с проверкой правильности вычислений по таблице
умножения числа 8
Присчитывание, отсчитывание равными числовыми
группами по 8 в пределах 100
Таблица деления на 8, ее составление с использованием
таблицы умножения числа 8, на основе знания взаимосвязи
умножения и деления.
Деление предметных совокупностей на 8 равных частей (в
пределах 100) с отражением выполненных действий в
математической записи (составлении примера).
Выполнение табличных случаев деления на 8 с проверкой
правильности вычислений по таблице деления на 8.
Деление по содержанию (по 8).
Составление и решение простых и составных
арифметических задач, содержащих отношения «меньше
в …», «больше в …», по краткой записи, предложенному
сюжету.
Контроль и учет знаний

98.

Деление на 8

1

Работа над ошибками

99.

Контрольная работа № 6

1

Определение времени по часам с точностью до 1 мин
тремя способами (прошло 3 ч 52 мин, без 8 мин 4 ч, 17 мин
шестого).

Математика 4 класс
100. Работа над ошибками

1

101. Мера времени

1

102. Таблица умножения
числа 9

1

103. Таблица умножения
числа 9
104. Таблица умножения
числа 9
105. Таблица умножения
числа 9

1

106. Деление на 9

1

107. Деление на 9

1

108. Деление на 9

1

109. Деление на 9

1

110. Деление на 9

1

111. Пересечение фигур

1

112. Пересечение фигур

1

113. Деление на 1

1

Табличные случаи умножения числа 9 в пределах 100
(на основе переместительного свойства умножения,
взаимосвязи сложения и умножения).
Таблица умножения числа 9, ее составление,
воспроизведение на основе знания закономерностей
построения. Выполнение табличных случаев умножения числа 9
с проверкой правильности вычислений по таблице
умножения числа 9.
Присчитывание, отсчитывание равными числовыми
группами по 9 в пределах 100.
Таблица деления на 9, ее составление с использованием
таблицы умножения числа 9, на основе знания взаимосвязи
умножения и деления.
Деление предметных совокупностей на 9 равных частей
(в пределах 100) с отражением выполненных действий в
математической записи (составлении примера).
Выполнение табличных случаев деления на 9 с проверкой
правильности вычислений по таблице деления на 9.
Деление по содержанию (по 9).
Простые арифметические задачи на нахождение
количества на основе зависимости между ценой,
количеством, стоимостью; краткая запись задачи в виде
таблицы, ее решение
Пересечение геометрических фигур (окружностей,
многоугольников, линий).
Точки пересечения, обозначение их буквой.
Построение пересекающихся, непересекающихся
геометрических фигур
Умножение единицы на число (на основе взаимосвязи
сложения и умножения).
Умножение числа на единицу (на основе
переместительного свойства умножения).
Правило нахождения произведения, если один из
множителей равен 1; его использование при выполнении
вычислений.
Деление числа на единицу (на основе взаимосвязи
умножения и деления).
Правило нахождения частного, если делитель равен 1; его
использование при выполнении вычислений.
Контроль и учет знаний

114. Работа над ошибками

1

Работа над ошибками

115. Контрольная работа № 7

1

116. Работа над ошибками

1

117. Сложение и вычитание чисел
(письменные
вычисления)
118. Сложение и вычитание чисел
(письменные
вычисления)

1

Сложение и вычитание без перехода через разряд. Запись
примера в столбик.
Алгоритм письменного выполнения сложения, вычитания
чисел в пределах 100.
Выполнение приемами письменных вычислений
(с записью примера в столбик) следующих случаев:
сложение двузначных чисел (35 + 12);
вычитание двузначных чисел (35 – 12);
сложение, вычитание двузначных чисел и круглых
десятков (45 + 20; 45 – 20).
Письменное выполнение сложения как способ проверки
устных вычислений

Сложение с переходом через разряд
(письменные
119.
вычисления)

1

Сложение с переходом через разряд
120. (письменные
вычисления)

1

1
1

1

Сложение с переходом через разряд.
Выполнение приемами письменных вычислений
(с записью примера в столбик) следующих случаев:
сложение двузначных чисел (35 + 17);
сложение двузначных чисел, получение 0 в разряде
единиц (35 + 25);
сложение двузначных чисел, получение в сумме числа 100 (35 +

Математика 4 класс

Сложение с переходом через разряд
(письменные
121.
вычисления)

1

Сложение с переходом через разряд
(письменные
122.
вычисления)

1

Сложение с переходом через разряд
(письменные
123.
вычисления)

1

Сложение с переходом через разряд
(письменные
124.
вычисления)

1

125. Повторение пройденного

1

126.

Повторение пройденного материала

1

127.

Контрольная работа № 8 ( по
итогу 3 четверти)

1

128.

Работа над ошибками

1

129.

Повторение пройденного материала

1
1

130. Повторение пройденного материала

131. Повторение пройденного материала

1

Сложение с переходом через разряд
(письменные
132.
вычисления)

1

Сложение с переходом через разряд
(письменные
133.
вычисления)

1

Сложение с переходом через разряд
(письменные
134.
вычисления)

1

Вычитание с переходом через
разряд (письменные
135.
вычисления)

1

Вычитание с переходом через
разряд (письменные
136.
вычисления)

1

65);
сложение двузначного и однозначного чисел (35 + 7).
Проверка правильности выполнения письменного
сложения перестановкой слагаемых

Вычитание с переходом через разряд.
Выполнение приемами письменных вычислений (с
записью примера в столбик) следующих случаев:
вычитание двузначного числа из круглых десятков
(60 – 23);
вычитание двузначных чисел (62 – 24);
вычитание двузначных чисел, получение в разности
однозначного числа (62 – 54);
вычитание однозначного числа из двузначного числа
(34 – 5).
Проверка правильности выполнения письменного
вычитания обратным действием – сложением

Математика 4 класс
Вычитание с переходом через
разряд (письменные
137.
вычисления)

1

Вычитание с переходом через
разряд (письменные
138.
вычисления)

1

139. Вычитание с переходом через разряд
(письменные
вычисления)

1

Контроль и учет знаний

140. Вычитание с переходом через разряд
(письменные
вычисления)

1

Работа над ошибками

141. Вычитание с переходом через разряд
(письменные
вычисления)

1

142. Вычитание с переходом через разряд
(письменные
вычисления)

1

Умножение 0 на число (на основе взаимосвязи сложения и
умножения).
Умножение числа на 0 (на основе переместительного
свойства умножения).
Правило нахождения произведения, если один из
множителей равен 0; его использование при выполнении
вычислений

143. Вычитание с переходом через разряд
(письменные
вычисления)

1

144. Контрольная работа № 9

1

145. Работа над ошибками

1

146. Умножение 0 и на 0

1

147. Умножение 0 и на 0

1

148. Деление 0 на число

1

149. Деление 0 на число

1

150. Взаимное положение геометрических
фигур
151. Умножение10 и на 10

1
1

Контроль и учет знаний

152. Деление на 10

1

Работа над ошибками

153. Нахождение неизвестного
слагаемого

1

154. Нахождение неизвестного
слагаемого

1

Повторение табличных случаев умножения. Деление на число
до10 и по содержанию. Сложение и вычитание без перехода
через разряд, с переходом через разряд. Взаимное положение на
плоскости геометрических фигур. Повторение мер длины,

Деление 0 на число 0 (на основе взаимосвязи умножения и
деления).
Правило нахождения частного, если делимое равно 0; его
использование при выполнении вычислений

Взаимное положение на плоскости геометрических фигур:
узнавание, называние.
Моделирование взаимного положения двух
геометрических фигур на плоскости
Умножение 10 на число (на основе взаимосвязи сложения
и умножения).
Умножение числа на 10 (на основе переместительного
свойства умножения). Правило нахождения произведения, если
один из
множителей равен 10; его использование при выполнении
вычислений
Деление числа на 10 (на основе взаимосвязи умножения и
деления).
Правило нахождения частного, если делитель равен 10; его
использование при выполнении вычислений
Решение примеров с неизвестным слагаемым,
обозначенным буквой «х».
Проверка правильности вычислений по нахождению
неизвестного слагаемого.
Простые арифметические задачи на нахождение
неизвестного слагаемого: краткая запись задачи, решение
задачи с проверкой.

Математика 4 класс
155. Нахождение неизвестного
слагаемого

1

массы, времени.

156. Контрольная работа №10

1

Контроль и учет знаний

157. Работа над ошибками

1

Работа над ошибками

158. Подготовка к итоговой
контрольной работе

1

Повторение пройденного материала

159. Подготовка к итоговой
контрольной работе

1

Повторение пройденного материала

160. Подготовка к итоговой
контрольной работе

1

Повторение пройденного материала

161. Контрольная работа № 11
(итоговая)
162. Повторение пройденного материала

1

Повторение пройденного материала

1

Повторение пройденного материала

163. Повторение пройденного материала

1

Повторение пройденного материала

164. Повторение пройденного материала

1

Повторение пройденного материала

165. Повторение пройденного материала

1

Повторение пройденного материала

166. Повторение пройденного материала

1

Повторение пройденного материала

167. Повторение пройденного материала

1

Повторение пройденного материала

168. Повторение пройденного материала

1

Повторение пройденного материала

169. Повторение пройденного материала

1

Повторение пройденного материала

170. Повторение пройденного материала

1

Повторение пройденного материала

Итого за учебный год

170 ч

Перечень учебно-методической литературы
1.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
2. Математика 4 класс в 2 частях / Автор. – Т.В. Алышева, И.М. Яковлева
изд.,- М.: Просвещение, 2021, кол-во стр. 1ч. 135 стр, 2ч. 136 стр.
Методическое обеспечение
1.Демонстрационный материал по темам
2.Раздаточный материал

Математика 4 класс


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».