Учебный предмет «Технология. (Ручной труд)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Количество часов - 2 ч в неделю, 68 ч в год.
Уровень программы – адаптированный.
Адаптированная рабочая
программа составлена в соответствии с требованиями
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (приказ МОиН РФ №1599 от 19.12 2014 года), и реализует авторскую
программу под редакцией В.В. Воронковой.
Перечень нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N
273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ),
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для
обучающихся с умственной отсталостью;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования,
разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;
Устав школы-интерната.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4
классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
СанПиН 2.4.2.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности для человека факторов среды обитания».
Программа ориентирована на использование учебника:Л.А. Кузнецова Технология Ручной
труд 2 класс, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы Москва «Просвещение» 2019.
Л.А. Кузнецова Ручной труд, Рабочая тетрадь 1-2 часть, 2 класс
Главная цель курса — овладение основами трудовой деятельности, необходимой в
разных жизненных сферах, овладение технологиями, необходимыми для полноценной
коммуникации, социального и трудового взаимодействия.
Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:
воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия,
настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
уважение к людям труда;
сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование
трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие
самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на
занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своем
рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты,
убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего
распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.
Наряду с этими задачами на занятиях ручным трудом в коррекционных
образовательных учреждениях решаются и специальные задачи, направленные на
коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в
формировании умений: ориентироваться в задании (анализировать объект, условия
работы); предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать
логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и
инструменты, нужные для их выполнения);
контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать
качество готовых изделий).
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков
познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной
ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Место учебного предмета «Технология. Ручной труд» в учебном плане.
На изучение предмета «Трудовое обучение» во 2 классе отводится 2 часа в неделю и
68 часов в год.
Личностными результатами изучения трудового обучения является воспитание и
развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций,
ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам,
младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе,
чуткость,
доброжелательность,
общительность,
эмпатия,
самостоятельность,
ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность,
трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и
результатам труда).
Метапредметными результатами трудового обучения является освоение учащимися
универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного
процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или
ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения
практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку
в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).
Предметными результатами изучения технологии являются 1)умения работать с
разными видами материалов (бумагой, тканями, пластилином, природным материалом и
т.д.), выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств;
2)владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
3)сформированность организационных трудовых умений (правильно располагать
материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и
санитарно-гигиенические требования и т.д.); 4)использование приобретенных знаний и
умений для решения практических задач.
Для этого необходимо развивать рефлексивные способности, умение
самостоятельно двигаться от незнания к знанию. Этот путь идет через осознание того, что
известно и неизвестно, умение формулировать проблему, намечать пути ее решения,
выбирать один их них, проверять его, оценивать полученный результат, а в случае
необходимости повторять попытку до получения качественного результата.
Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в
знакомстве с различными явлениями материального мира, объединенными общими,
присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации
человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета
«Трудовое обучение» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении
других учебных предметов (изобразительного искусства, математики, окружающего
мира, русского (родного) языка, литературного чтения), и позволяет реализовать их в
интеллектуально-практической деятельности ученика.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) АООП в предметной области «Технология. Ручной труд» предполагает
достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально
значимые ценностные установки.
Планируемые личностные результаты, представленные в примерной рабочей программе
для второго класса, следует рассматривать как возможные личностные результаты
освоения учебного предмета «Ручной труд» и использовать их как ориентиры при
разработке учителем собственной рабочей программы с учетом возрастных особенностей и
возможностей обучающихся.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
- положительное отношение и интерес к труду;
- понимание значения и ценности труда; отношение к труду как первой жизненной
необходимости.
- понимание красоты в труде, в окружающей действительности и возникновение
эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;
- осознание своих достижений в области трудовой деятельности;
- способность к самооценке;
- умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой
деятельности «нравится» или «не нравится;
- привычка к организованности, порядку, аккуратности.
Планируемые
предметные результаты предусматривают овладение обучающимися знаниями и умениями
по предмету и представлены дифференцированно по двум уровням: минимальному и
достаточному.
Минимальный уровень освоения АООП в предметной области «Технология. Ручной труд»
является обязательным для большинства обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, как особо указывается в АООП
(вариант 1), отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися не является
препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.
Минимальный уровень овладения предметными результатами является обязательным
для всех обучающихся с легкой умственной отсталостью второго класса, включающий
следующие знания и умения:
К концу второго класса обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны знать:
- правила организации рабочего места;
- виды трудовых работ;
- названия и свойства поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда во
втором классе, правила их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с
ними;
- названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройство, правила
техники безопасной работы колющими и режущими инструментами; - приемы работы
(приемы разметки деталей, примы выделения детали из заготовки,
приемы формообразования, приемы соединения деталей, примы отделки изделия),
используемые на уроках ручного труда.
К концу второго класса обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны уметь:
- организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы,
рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе,
сохранять порядок на рабочем месте с помощью учителя;
- анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и
свойства;
- определять способы соединения деталей с помощью учителя;
- составлять стандартный план работы по пунктам с опорой на предметно- операционный
план с помощью учителя;
- работать с доступными материалами (глиной и пластилином, природными материалами,
с бумагой и нитками).
- владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки поделочных
материалов с помощью учителя.
Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным
для всех обучающихся второго класса.
К концу второго года обучения ручному труду обучающиеся с легкой умственной
отсталостью должны знать:
- правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность
действий и самодисциплину.
К концу второго класса обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны уметь:
- самостоятельно находить необходимую для выполнения работы информацию в
материалах учебника, рабочей тетради;
- работать с доступной для первоклассников наглядностью: составлять план работы над
изделием с опорой на предметно-операционные, графические планы, и действовать в
соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
- осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и
корректировку хода практической работы; оценить свое изделие (красиво, некрасиво,
аккуратное, похоже на образец); устанавливать причинно-следственные связи между
выполняемыми действиями и их результатами;
- выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской после уроков ручного
труда.
Процедура промежуточной оценки планируемых результатов освоения учебного
предмета «Ручной труд»
Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема
учебного предмета «Ручной труд», сопровождается текущим контролем успеваемости.
Текущий контроль успеваемости обучающихся – это систематическая проверка учебных
достижений обучающихся, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной
деятельности в соответствии с образовательной программой. Суть проверки планируемых
результатов освоения учебного предмета «Ручной труд» заключается как в контроле
устойчивости мотивов трудовой деятельности обучающихся, трудовых и социальных
качеств личности (чувство ответственности, организованность, трудолюбие, бережливость,
дисциплинированность, моральные нормы, поведение и др.), так и в выявлении уровня
освоения обучающимися технологических знаний, умений и навыков. Своевременность
контроля может предотвратить трудности в дальнейшем обучении детей, способствовать
лучшей организации учебного процесса. Текущий контроль успеваемости обучающихся на
уроках ручного труда разнообразен по методам(методы устного контроля, методы
практического контроля, метод нетрадиционного контроля, наблюдение и др.), формам
(индивидуальная, фронтальная, комбинированная) и средствам (учебники, рабочие тетради
и др.; средства информационно-коммуникативных технологий).
Метод устного контроля как текущий проводится на каждом уроке в индивидуальной,
фронтальной или комбинированной форме. Одним из основных элементов устного
контроля во втором классе на уроках ручного труда являются вопросы. К применению
вопросов в процессе устного контроля предъявляются определенные требования:
доступность формулировки вопросов для обучающихся с разным интеллектуальным
потенциалом;
вопросы должны быть составлены так, чтобы учитель мог понять, насколько
обучающиеся усвоили изучаемый учебный материал;
-разнообразие техники опроса обучающихся (учитель ставит вопрос и ожидает ответ;
учитель ставит вопрос с опорой на иллюстративные материалы учебника и других
информационных источников и ожидает ответ)
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Повторение пройденного учебного материала в первом классе. Правила поведения и
работы на уроках ручного труда. Общие правила организации рабочего места на уроках
труда. Материалы и инструменты, используемые на уроках ручного труда.
«Работа с глиной и пластилином»
Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Глина строительный материал. Применение глины для изготовления посуды. Применение глины
для скульптуры. Пластилин-материал ручного труда. Организация рабочего места при
выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для
работы с пластилином. Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным
- предмет создается из отдельных частей; пластическим - лепка из целого куска, когда все
части вытягиваются из одного куска глины, пластилина; комбинированным объединяющим лепку из отдельных частей и целого куска. Приемы работы: «раскатывание
столбиками», «скатывание шара», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание»,
«пришипывание», «примазывание». Лепка из пластилина геометрических тел (брусок,
цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную,
цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму.
Лепка композиций к сказкам.
Примерные практические работы: Изготовление из пластилина кирпичиков разного
цвета. Складывание из кирпичиков ворот по образцу. Лепка из пластилина молотка. Лепка
чашки цилиндрической формы. Лепка чашки конической формы. Лепка чайника
(шарообразная форма тулова). Лепка медвежонка конструктивным способом (из
отдельных частей). Лепка утки пластическим способом (из одного куска пластилина).
Лепка композиции к сказке «Колобок»
«Работа с природными материалами»
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды
природных материалов). Историко-культурологические сведения об игрушках, сделанных
и природных материалов (в какие игрушки играли дети в старину). Заготовка природных
материалов. Правила работы с природными материалами. Инструменты (шило, ножницы).
Организация рабочего места при работе с природными материалами. Способы соединения
деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями
(аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками. Изготовление игрушек из
желудей. Изготовление игрушек из скорлупы ореха (объемные изделия).
Комбинированные работы: пластилин, бумага и природные материалы.
Примерные практические работы: Собрать и засушить листья деревьев (березы, клена,
ивы, дуба). Найти еловые и сосновые шишки разного размера. Собрать жёлуди, скорлупу
грецких орехов. Конструирование из желудей фигурки животных, птиц, человечков.
Конструирование из скорлупы грецкого ореха кораблик, черепашку, рыбку и др.
Составление аппликации из засушенных листьев ивы, берёзы и клена. Украшение
рамочки для фотографии аппликацией их сухих кленовых, березовых или других листьев.
Конструирование из шишек сову, утку, лебедя и др. Конструирование из шишки и листьев
дуба пальму.
«Работа с бумагой и картоном»
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для
письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет,
бумаги. Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация
рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном: Разметка
бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки: - разметка с помощью шаблоном.
Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона
геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации. Понятия:
«контурное изображение», «силуэт»;
- разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке). Понятие «линейка», ее
применение и устройство. Вырезание ножницами из бумаги. Правила работы ножницами.
Приемы вырезания ножницами: «разрез по длинной линии»; «вырезание изображений
предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии
(кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам».
Обрывание бумаги. Понятия» «аппликация», «бумажная мозаика», «силуэт», «контурное
изображение». Последовательность изготовления аппликации из обрывной бумаги».
Складывание фигурок из бумаги (Оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание
треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной
формы пополам»; «деление отрезка на две равные части с помощью сгибания бумаги».
Сминание и накручивание бумаги на карандаш. Прием «сминание бумаги с последующим
ее расправлением». Последовательность составления аппликация из мятой бумаги.
Конструирование из бумаги и картона разными способами. Конструирование на основе
полос. Конструирование из бумаги на основе кругов. Конструирование на основе
трубочки. Понятия: «полоса», «трубочка», «кольцо», «окружность», «круг», «шар».
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью.
Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей
(щелевой замок).
Примерные практические работы: Составление аппликации из мятой бумаги на тему
«Дерево в разные времена года». Складывание из бумаги маски собаки. Вырезание
геометрических фигур после предварительной экономной разметки бумаги. Изготовление
пакета (конверта) для хранения геометрических фигур с последующим украшением
аппликацией. Изготовление игрушек-силуэтов, украшенных аппликацией из обрывной
бумаги «Яблоко», «Рыбка» и др. Конструирование из бумаги шара на основе двух кругов
со «щелевидным» соединением. Конструирование шара из бумажных полос. Разметка
бумаги при помощи линейки. Составление композиции «Грузовик», «Автофургон»,
состоящих из геометрических фигур. Изготовление поздравительной открытки с
аппликацией. Изготовление композиции к сказке «Колобок» из складных бумажных
фигурок.
«Работа с текстильными материалами»
Повторение сведений о нитках. Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как
работать с нитками. Виды работы с нитками:
- наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).
- связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком).
Пришивание пуговиц. Понятие «пуговица». Виды пуговиц. Инструменты и материалы,
необходимые для пришивания пуговиц. Приемы пришивания пуговиц: «прием
пришивания пуговиц с двумя сквозными отверстиями»
Шитье. Инструменты для швейных работ. Виды ручных стежков и строчек: «строчка
прямого стежка».
Вышивание. Понятия «вышивка», «канва». Применение вышивки. Приемы вышивания:
вышивка «строчкой прямого стежка», вышивка «строчкой прямого стежка с перевивом».
Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Из
чего делают ткань. Свойства ткани. Мнется, утюжится. Лицевая и изнаночная сторона
ткани. Шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие. Режутся
ножницами. Прошиваются иголками. Сматываются в рулоны, скучиваются. Цвет ткани.
Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани.
Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения
игл.
Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани,
прямой строчкой (изготовление игольницы).
Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой. Применение тесьмы.
Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом). Комбинированные работы: бумага и
ткань.
Примерные практические работы: Изготовление ягод из ниток, связанных в пучок.
Пришивание пуговиц с двумя сквозными отверстиями. Пришивание пуговиц с двумя
сквозными отверстиями с подкладыванием палочки. Изготовление фигурок «мальчика» и
«девочки» из связанных пучков нитей. Сматывание ниток в клубок на бумажный шарик.
Составление коллекции из кусочков хлопковых и шерстяных тканей. Раскрой деталей из
плотной ткани (квадраты). Соединение деталей (квадратов), выкроенных из плотной
ткани, прямой строчкой. Изготовление силуэтной игольницы с использованием сшитых
квадратов из плотной ткани. Вышивание по канве прямым стежком. Вышивание по канве
стежком «шнурок». Отделка салфетки цветной тесьмой и др
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Умения выслушать и повторить за учителем анализ образца изделия,
Сравнивать образец изделия с натуральным объектом,
Пооперационное выполнение работы по словесной инструкции учителя с показом
приемов изготовления.
Ответы на вопросы учителя полными предложениями,
Оценка своего изделия (аккуратное, красивое, похоже на образец и т. д.).
Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объемных изделий
с помощью учителя:
Умение показать и назвать верх, низ, правую и левую сторону листа бумаги;
Разделить лист бумаги на равные части на глаз, правильно складывать по разным
осям.
Правильное расположение листа бумаги, подставки, материалов для работы на
рабочей плоскости.
Анализ формы предметов (плоских и объемных) с помощью и под руководством
учителя:
Показ и называние основных геометрических форм (треугольник, квадрат, круг),
Узнавание и называние форм объемных предметов.
Употребление в речи слов, характеризующих пространственные
предметов и пространственные отношения между ними,
Представление о величине предметов.
признаки
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды и т.п.);
соблюдения правил личной гигиены безопасных приемов работы с материалами,
инструментами, бытовой техникой, средствами информационных и
коммуникационных технологий;
создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
осуществления сотрудничества в процессе совместной работы;
решения несложных учебных и практических задач с применением возможностей
компьютера;
Межпредметные связи
М а т е м а т и к а . Счет в пределах 10. Представление о треугольнике, квадрате,
прямоугольнике, круге.
И з о б р а з и т е л ь н о е и с к у с с т в о . Основные и дополнительные цвета.
Аппликация на белом и цветном фоне, геометрический и растительный орнамент.
Развитие
устной
речи
и
окружающий
мир др .
Называние предметов, их характеристик, правильное построение простых
нераспространенных предложений при ответах на вопросы. Примечание. Слабые учащиеся
к концу учебного года должны усвоить основные приемы работы с различными
материалами, научиться выслушивать инструкцию, ориентироваться в задании по
вопросам учителя, участвовать в планировании ближайшей операции и с помощью
учителя выполнять работу, уметь показывать и называть верх, низ, правую, левую сторону
листа бумаги и объемного изделия, длинные и короткие, маленькие и большие детали,
узнавать и называть основные геометрические формы.
Учебно-тематический планирование предмета «Технология.(Ручной труд) 2класс
Количество часов за уч. год -68 ч
Количество часов в неделю – 2 ч.
№пп
Тема урока
К-во
Личностные и предметные
часов результаты освоения учебного
предмета «Ручной труд»
Повторение пройденного
Общие правила организации рабочего места
на уроках труда. Материалы и инструменты,
1 используемые на уроках ручного труда.
1
Общие правила организации рабочего места
на уроках труда. Материалы и инструменты,
2 используемые на уроках ручного труда.
1
3
4
5
6
7
8
9
10
Применять на практике правила
работы на уроках ручного труда.
Работа с глиной и пластилином.
Глина – строительный материал. Пластилин
Уметь осуществлять текущий
– материал для ручного труда
1
самоконтроль, ориентировку в
Лепка из пластилина геометрической фигуры
задании. Знать названия
«брус». Складывание из вылепленных
приспособлений и материалов,
деталей (брусков) «ворота».
1
технику безопасности при работе с
Лепка из пластилина геометрической фигуры
инструментами.
«брус». Складывание из вылепленных
деталей (брусков) «ворота».
1
Лепка изделия. Имеющего прямоугольную
форму. «молоток».
1
Аппликация из пластилина «осенний лист».
1
Лепка из пластилина цилиндрической формы
«Кружка»
1
Лепка из пластилина конической формы
«Чашка».
1
Лепка из пластилина конической формы
«Чашка из пластилиновых жгутиков».
1
Работа с природными материалами.
Уметь ориентироваться в задании
Работа с природным материалом. Свойства
по вопросам учителя, сравнивать
11 листьев. Аппликация из засушенных листьев.
1
образец изделия с натуральным
объектом по вопросам учителя.
Уметь осуществлять контроль
Рамка для фотографии, украшенной из
правильности расположения
12 засушенных листьев.
1
деталей и соблюдения пропорций
Работа с глиной и пластилином.
Лепка чайной посуды в форме шара
Уметь анализировать образец,
13 «Чайник».
1
участвовать в коллективном
Лепка фигурки «Медвежонок» из отдельных
анализе образца изделия. Уметь
14 частей.
1
выполнять работу по словесной
15 Лепка из целого куска пластилина «Утка».
1
инструкции. Осуществлять
Работа с пластилином. Изготовление
16 композиции к сказке «Колобок». «Лиса»
Изготовление «Ель». «Пень». Сборка
17 композиции.
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
пространственную ориентировку
1
1
Работа с природными материалами.
Что делают из природного материалов.
1
Уметь ориентироваться в задании
Экскурсия с целью сбора природного
по вопросам учителя, сравнивать
материала.
1
образец изделия с натуральным
Расширение знаний о растительном мире
объектом по вопросам учителя.
Изготовление игрушек из желудей. «Зайчик».
1
Уметь осуществлять контроль
Изготовление игрушек из желудей
правильности расположения
«Поросенок».
1
деталей и соблюдения пропорций
Познавательные сведения о плодах деревьев.
Изготовление изделий из скорлупы орехов
«Кораблик»
1
Изготовление изделий из скорлупы орехов
«Черепаха».
1
Работа с шишками. Изготовление фигурки
человечка.
1
Изготовление изделий из шишек.
1
Работа с бумагой и картоном.
Виды и сорта бумаги. Правила работы с
Уметь анализировать образец,
клеем и кистью. «Подставка для кисти».
1
пооперационно выполнять
выполнять работу по инструкции
Изготовление аппликации из мятой бумаги
учителя, правильно располагать
«Дерево осенью».
1
материалы на рабочей плоскости.
Аппликация из мятой бумаги «Ветка
Уметь анализировать форму
рябины»
1
предмета, называть основные
Приемы складывания бумаги: квадрата,
геометрические фигуры. Уметь
прямоугольника.
1
поддерживать порядок на рабочем
Складывание фигурок из бумаги «Цветок».
1
месте, бережно относиться к
Складывание фигурок из бумаги «Маска
инструментам и материалам.
собачки».
1
Разметка по шаблонам сложной
конфигурации «Машинка».
1
Аппликация из обрывной бумаги.
1
Изготовление плоских елочных игрушек.
1
Изготовление игрушек в форме шара из
бумаги (из 4-5 полос).
1
Изготовление бумажного шара из кругов.
1
Работа с бумагой и картоном. Работа с
линейкой. Познавательные сведения о
37 линейке. Разметка бумаги по линейке.
Аппликация, состоящая из геометрических
38 фигур.
Познавательные сведения об открытках.
Симметричное вырезание деталей,
39 сложенных вдвое.
40 Изготовление открытки к 8 Марта
1
1
1
1
Работа с бумагой. Изготовление композиции
к сказке «Колобок» из складных бумажных
41 фигурок.
Работа с бумагой. Изготовление композиции
к сказке «Колобок» из складных бумажных
42 фигурок.
Что надо знать о дорожных знаках.
43 Изготовление модели дорожных знаков.
Что надо знать о дорожных знаках.
44 Изготовление модели дорожных знаков.
Познавательные сведения о картоне. Как
работать с шаблоном. Инструменты и
45 материалы. Правила работы с ножницами.
Закрепление навыков разметки
геометрических фигур по шаблонам: квадрат,
треугольник, круг. Изготовление пакета с
46 аппликацией из геометрических фигур.
Изготовление пакета с аппликацией из
47 геометрических фигур.
Закрепление навыков обработки бумаги
48 (резание ножницами, сгибание, разгибание).
1
1
1
1
1
1
1
1
Работа с нитками.
Свойства ниток. Связывание ниток в пучок.
49 «Ягоды»
1
Работа с текстильным материалом.
Пришивание пуговиц с двумя сквозными
50 отверстиями.
1
Изготовление стилизованных фигурок из
51 связанных пучков нитей.
1
Сматывание ниток в клубок «Шарики из
52 ниток разной величины».
1
Работа с тканью.
Познавательные сведения о ткани. Свойства
53 ткани. Разновидности тканей.
1
Инструменты и приспособления,
используемые при работе с тканью. Техника
54 безопасности. Аппликация из ткани
55 Аппликация из ткани
Изготовление игольницы. Правила хранения
56 игл.
Изготовление игольницы. Правила хранения
57 игл.
1
1
1
1
Уметь выполнять практические
упражнения по наматыванию
ниток на основу, называть
инструменты и материалы
Уметь ориентироваться в задании,
сравнивать образец с натуральным
предметом .Уметь выполнять
работу, опираясь на предметную
карту. Осуществление
самоконтроля и самооценки.
Осуществление пространственной
ориентировки, соблюдение
пропорций.
Уметь выполнять практические
упражнения по наматыванию
ниток на основу, называть
инструменты и материалы
Уметь ориентироваться в задании,
сравнивать образец с натуральным
предметом .Уметь выполнять
работу, опираясь на предметную
карту. Осуществление
самоконтроля и самооценки.
Осуществление пространственной
ориентировки, соблюдение
пропорций.
58
59
60
61
Работа с текстильными материалами
Знать технику безопасности при
Вышивка.
1
работе с иглой, уметь выполнять
Приемы вышивания нитками.
1
практические упражнения по
Приемы вышивания нитками.
1
шитью по проколам. Уметь
Приемы вышивания нитками.
1
самостоятельно работать, опираясь
62 Приемы вышивания нитками.
1
Работа с тесьмой
63 Применение тесьмы.
1
Изготовление салфетки с аппликацией из
64 тесьмы.
1
65
66
67
68
на образец и технологическую
карту. Уметь осуществлять
текущий самоконтроль, делать
краткую самооценку. Знать
названия инструментов и
материалов.
Знать технику безопасности при
работе с иглой, уметь выполнять
практические упражнения по
шитью по проколам. Уметь
самостоятельно работать, опираясь
на образец и технологическую
карту. Уметь осуществлять
текущий самоконтроль, делать
краткую самооценку. Знать
Изготовление салфетки с аппликацией из
названия инструментов и
тесьмы.
1
материалов.
Практические работы на пришкольном участке
Очистка клумбы от засохших растений
1
Применять на практике правила
Обработка почвы на клумбе
1
работы на уроках ручного труда.
Сбор семян с растений клумбы
1
Итого за год: 68часов
Система оценки БУД осуществляется по пятибалльной системе.
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в
процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание
помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных
ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях,
нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки,
которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации
Учебно-практическое оборудование:
Материалы:
Краски акварельные, гуашевые.
Фломастеры разного цвета
Графитный и цветные карандаши
Бумага рисовальная А3, А4 (плотная)
Бумага цветная разной плотности
Картон цветной, серый, белый
Бумага в крупную клетку
Набор разноцветного пластилина.
Нитки (разные виды, цвета)
Ткани разных сортов
Природные материалы (засушенные листья, еловые шишки, желуди, скорлупа
грецкого ореха, тростниковая трава и т.д.)
Декоративная тесьма
Пуговицы с двумя, четырьмя сквозными отверстиями, с ножкой
Канва (ткань для вышивания)
Клей ПВА, крахмальный клей, клеящий карандаш.
Инструменты:
Кисти беличьи № 5, 10, 20
Кисти из щетины № 3, 10, 20
Стеки.
Ножницы.
Линейка
Иглы швейные с удлиненным (широким) ушком.
Булавки швейные
Шило с коротким стержнем
Гладилка для бумаги
Вспомогательные приспособления:
Подкладные доски
Подкладной лист или клеенка.
Коробка для хранения природных материалов.
Подставка для кисточки
Баночка для клея
Листы бумаги для работы с клеем (макулатура)
Коробочка для мусора
Влажные или бумажные салфетки для личной гигиены рук
Список литературы
Учебник. Кузнецова Л.А. Технология: Ручной труд: 2 класс: учеб. для
общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы / Л.А.Кузнецова. – 6 изд. перераб. – М : «Просвещение», 2018 — 110 с.: ил.
Рабочая тетрадь. Кузнецова Л.А. Технология: Ручной труд: 2 класс: Рабочая тетрадь для
специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. - Спб.: филиал изд-ва
«Просвещение», 2018. - 64 с.: ил.
Методические рекомендации. Кузнецова Л. А. Технология. Ручной труд. Методические
рекомендации 1-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих
адапт. основные общеобразоват. программы. / Л. А. Кузнецова. - М.: Прсвещение 2016. –
366 с