ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» коренным образом изменил отношение к процессу
воспитания, его содержанию и результатам: «Воспитание - деятельность, направленная на
развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» (ФЗ-273, ст. 2, п. 2).
Программа воспитания ГКОУ «Поимская школа-интернат» (далее – Программа)
разработана в соответствии:
- с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания», утвержденной
02.06.2020 года на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее –
ФГОС) общего образования.
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 28 от 28 сентября
2020 года «Об утверждении санитарных правил СанПин 2.4 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 2 от 28.01.2021 г.
«Об утверждении СанПин 1.2 3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности для человека факторов среды и обитания».
В центре Программы воспитания в соответствии с Федеральными государственными
образовательными стандартами (далее – ФГОС) общего образования находится личностное
развитие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), формирование
у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Один из результатов
реализации программы - приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, а также, решение проблем
гармоничного вхождения школьников с ОВЗ в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми. Программа призвана обеспечить достижение
обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся
основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к
познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности;
активное участие в социально-значимой деятельности.
Воспитательная программа является обязательной частью основной образовательной
программы ГКОУ «Поимская школа-интернат» и призвана помочь всем участникам
образовательного процесса реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности и
тем самым сделать школу воспитывающей организацией.
Вместе с тем, Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных
результатов, определенные ФГОС: формировать у них основы российской идентичности;
готовность к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и
социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности
школы.
Программа воспитания школы-интерната включает в себя четыре основных раздела:
- раздел «Особенности организуемого в школе-интернате воспитательного процесса»,
- раздел «Цель и задачи воспитания»,
- раздел «Виды, формы и содержание деятельности»,
- раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы».
Раздел «Виды, формы и содержание деятельности» представлен инвариантными
модулями «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности»,
«Работа с родителями», «Самоуправление и детские общественные объединения»,
«Профориентация» и вариативными модулями: «Ключевые общешкольные дела», «Школьные
медиа», «Экскурсии, экспедиции, походы», «Организация предметно-эстетической среды»,
«Безопасность и здоровье».

1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ГКОУ «Поимская школа-интернат» осуществляет свою деятельность по уровню
начального общего образования. На данном уровне образования реализуются дополнительные
общеразвивающие программы по направлениям развития личности (коррекционно-развивающие,
спортивно-оздоровительные, духовно-нравственные, социальные, общеинтеллектуальные,
общекультурные).
В школе-интернате за её историю (школа образовалась в 1954 году) сохранился дух
преемственности в образовании. Здесь обучаются и воспитываются дети с ограниченными
возможностями здоровья,
с особыми образовательными потребностями.
ГКОУ «Поимская школа-интернат» осуществляет
обучение, воспитание и развитие
воспитанников с ОВЗ с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В общеобразовательных учреждениях для обучающихся с ОВЗ процесс воспитания идёт в
осложнённых условиях: необходимо не только решать общепринятые в системе образования
задачи, опираясь при этом на ограниченные возможности воспитанников, но и обеспечивать
удовлетворение особых потребностей в воспитании, формировать отсутствующие по причине
первичного или последующих отклонений в развитии социальных, в том числе
коммуникативных, поведенческих и иных навыков, личностных качеств.
Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья в современном техногенном обществе
с социальными деформациями, наиболее трудно адаптируется в современном мире. Имея с
общей педагогикой единую конечную цель – достижение развивающейся личностью
социализации и самореализации, специальная педагогика подчёркивает в этой цели сущностный
для человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности смысл: достижение им
максимально возможной самостоятельности и независимости жизни как высокого качества
социализации и предпосылки для самореализации.
Создание оптимальных условий для воспитания и социализации обучающихся в условиях
реализации ФГОС, проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного
выбора, постижения духовно - нравственных ценностей и культурных традиций - цель
воспитательной работы нашей школы-интерната.
Ребенок, имеющий какие-либо нарушения в развитии, не должен быть социальным
инвалидом и потенциальным балластом для общества, а должен стать оптимально развитой
личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду. Школа-интернат, как
социальный институт несет на себе сам полную ответственность за воспитание социально
ориентированной личности. Поэтому задача школы-интерната для обучающихся с ОВЗ,
используя инновационные пути в своей работе, гарантировать развитие и социальное воспитание
личности, способной самореализовать себя в обществе.
Процесс воспитания в ГКОУ «Поимская школа-интернат» основывается на следующих
принципах:
- Приоритет безопасности ребенка - неукоснительное соблюдение законности и прав
семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, а также при
нахождении его в образовательной организации;
- Совместное решение личностно и общественно значимых проблем - личностные и
общественные проблемы являются основными стимулами развития школьника, а воспитание это педагогическая поддержка процесса развития личности обучающегося, организация
основных совместных дел обучающихся и педагогических работников как предмета совместной
заботы и взрослых, и обучающихся;
- Системно-деятельностная организация воспитания - интеграция содержания
различных видов деятельности обучающихся осуществляется на основе базовых национальных
ценностей, системности, целесообразности и не шаблонности воспитания как условия его
эффективности;
- Полисубъектность воспитания и социализации - обучающиеся включены в различные

виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых
присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки,
поэтому деятельность нашего образовательного учреждения, всего педагогического коллектива в
организации социально-педагогического партнерства является ведущей, определяющей
ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации обучающихся в учебной,
внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности;
- Событийность - реализация процесса воспитания главным образом через создание в
школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и
содержательными событиями, общими совместными делами как предмета совместной заботы и
взрослых, и детей;
- Диалогическое общение - предусматривает его организацию средствами равноправного
межсубъектного диалога: подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими
значимыми взрослыми;
- Психологическая комфортная среда - ориентир на создание в образовательной
организации для каждого ребенка и взрослого позитивных эмоций и доверительных отношений,
конструктивного взаимодействия школьников и педагогов;
- Следование нравственному примеру - содержание учебного процесса, внеучебной и
внешкольной деятельности наполняется примерами нравственного поведения, особое значение
для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя, его внешний вид,
культура общения и т. д;
Основными традициями воспитания в ГКОУ «Поимская школа-интернат» являются
следующие:
- Ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогов;
- коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и
коллективный анализ их результатов;
- ступени социального роста обучающихся (от пассивного наблюдателя до участника, от
участника до организатора, от организатора до лидера того или иного дела);
- конструктивное межличностное, межклассное и межвозврастное взаимодействие
обучающихся, а также их социальная активность;
- ориентация на формирование, создание и активизацию ученического самоуправления,
как на уровне класса, так и на уровне школы, на установление в них доброжелательных и
товарищеских взаимоотношений;
- формирование корпуса классных руководителей, реализующего по отношению к
обучающимся защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в том
числе и в разрешении конфликтов) функции и т.д.
В формировании уклада школьной жизни свои традиционные позиции сохраняют различные
учреждения, в т.ч. дополнительного образования и культуры, с которыми взаимодействует
школа-интернат:
- «Культурно-информационно-досуговый центр» Поимский СДК;
- «Централизованная библиотечная система» Поимская библиотека;
- «Культурно-информационно-досуговый центр» Белинский РДК;
- Поимский историко-архитектурный музей.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской
общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин
России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за
настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях

российского народа. Исходя из этого воспитательного идеала, а также, основываясь на базовых
для нашего общества ценностях (семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура,
здоровье, человек), общая цель воспитания в школе-интернате – личностное развитие
школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих
ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (т.е. в развитии их
социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения
сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении ими опыта
осуществления социально значимых дел).
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям
школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты:
1. В воспитании детей младшего школьного возраста таким целевым приоритетом
является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых
знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком
(внучкой);
- уважать старших и заботиться о младших членах семьи;
- выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу – время, потехе – час» как в учебных занятиях,
так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома,
заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем
дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса,
водоёмы);
- проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не
прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
- стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми;
- уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом
людям;
- уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного
имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть уверенным в себе,
открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят;
- уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать
самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности
следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его

вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных
отношений.
2. В воспитании детей подросткового возраста (старший школьный возраст) таким приоритетом
является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений
школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:

- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его
успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

- к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и
познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в
защите и постоянном внимании со стороны человека;

- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы,
налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного
микроклимата в своей собственной семье;

- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; - к культуре как духовному
богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни,
которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и
оптимистичного взгляда на мир;

- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие
избегать чувства одиночества;

- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся
личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени
основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их
стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру.
В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной
жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее
удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными
особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели
воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной
возрастной категории, предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание.
Достижению поставленной цели воспитания школьников способствует решение
следующих основных задач:

1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать
традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном
сообществе;

2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать
активное участие классных сообществ в жизни школы;

3) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по
школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные
возможности;

4) использовать в воспитании детей возможности школьного

урока,

поддерживать

использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;

5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на
уровне классных сообществ;

6) поддерживать деятельность функционирующей

на

базе

школы-интерната

детской

общественной организации;

7) организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их
воспитательный потенциал;

8) организовывать профориентационную работу со школьниками;
9) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные
возможности;
организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития
детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе-интернате
интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным
способом профилактики антисоциального поведения школьников.

10)

3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация поставленных целей и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы школы-интерната: познавательное
развитие; социальное развитие (гражданско-патриотическая деятельность, духовно-нравственная
деятельность, экологическая и природоохранная деятельность); здоровье и физическое развитие,
безопасность жизнедеятельности; эстетическое развитие; профориентационная и трудовая
деятельность; организация работы органов ученического самоуправления; профилактика
правонарушений и работа с родителями.
К основным видам деятельности, применяемых в школе-интернате, можно отнести:
экскурсии, кружки, круглые столы, олимпиады, соревнования, конкурсы, общественно-полезные
практики и др.
Практическая реализация поставленных целей и задач воспитания реализуется в рамках
следующих основных сфер совместной деятельности обучающихся и педагогов. Каждая из них
представлена в соответствующих модулях:
Инвариантные модули:
- «Классное руководство»,
- «Школьный урок»,
- «Курсы внеурочной деятельности»,
- «Работа с родителями»,
- «Самоуправление и детские общественные объединения»,

- «Профориентация».
Вариативные модули:
- «Ключевые общешкольные дела»,
- «Школьные медиа»,
- «Экскурсии, походы»,
- «Организация предметно-эстетической среды»,
- «Безопасность и здоровье».
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает
участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и
анализируются совместно педагогами, детьми и родителями.
«Годовой цикл основных дел»:

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Общешкольная линейка, посвященная Дню знаний. «Праздник Первого звонка».
Фотогалерея «ЛЕТО».
Выставка цветочных композиций.
Выставка поделок из плодов и овощей.
Праздник Урожая.
День Здоровья.
День Учителя.
Празднование Международного Дня матери.
Новогодняя сказка.
Фольклорный праздник.
Школьный спектакль.
Экологическая неделя.
Военно-спортивная программа «А ну-ка парни!».
Программа, посвященная Международному женскому дню 8 марта.
«Вахта памяти».
Предметные декады и недели.

Праздник «Последний звонок».
Ключевые творческие дела объединены в воспитательные модули – месячники. Это
комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников,
объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив.
Для этого в школе-интернате используются следующие формы работы.
На внешкольном уровне:
•
социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые
школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической,
трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума;
•
открытые дискуссионные площадки – комплекс открытых дискуссионных
площадок (детских, педагогических, родительских, совместных), в рамках которых обсуждаются
насущные поведенческие, нравственные, социальные проблемы, касающиеся жизни школыинтерната.
На школьном уровне:

•
общешкольные
праздники –
ежегодно
проводимые
творческие
(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей
и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы:
•
торжественные ритуалы посвящения, связанные с вхождением вновь прибывших
обучающихся в детскую организацию «Радуга», переходом обучающихся на следующую ступень
образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и
развивающие школьную идентичность детей:
•
церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное
участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, значительный вклад в
развитие школы. Способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных
межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства
доверия и уважения друг к другу.
На уровне классов:
•
выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел,
ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
•
участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
•
проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых
дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне
общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
•
вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из
возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов,
музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование,
ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
•
индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков
подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
•
наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа
ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с
педагогами и другими взрослыми;
•
при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним,
через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим
примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль
ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
3.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель, воспитатель) организует
работу с коллективом класса; индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса;
работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями обучающихся или их
законными представителями.
Работа с классным коллективом:
•
инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах,
оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
•
организация интересных и полезных для личностного развития ребенка
совместных дел с обучающимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивнооздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности),
позволяющие, с одной стороны, вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем
самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой – установить и упрочить
доверительные отношения с обучающимися класса, стать для них значимым взрослым,
задающим образцы поведения в обществе;

•
проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения
педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности
ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам
возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания
благоприятной среды для общения;
•
сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и
командообразование; однодневные походы и экскурсии, организуемые классными
руководителями, воспитателями и родителями (законными представителями); празднования в
классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами
поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; внутриклассные «огоньки» и вечера,
дающие каждому школьнику
•
возможность рефлексии собственного участия в жизни класса;
•
выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить
нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с обучающимися:
•
изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через
наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых
педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в
организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты
наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя, воспитателя с родителями
школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со
школьным педагогом-психологом;
•
поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание
взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии и дальнейшего
трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным
руководителем, воспитателем в задачу для школьника, которую они совместно стараются
решить;
•
индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими
личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные,
личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным
руководителем, воспитателем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе
анализируют свои успехи и неудачи;
•
коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или
законными представителями, с другими обучающимися класса; через предложение взять на себя
ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
•
регулярные консультации классного руководителя, воспитателя с учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по
ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между
учителями и обучающимися;
•
проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем
класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
•
привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам
возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от
учебной, обстановке;
•
привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями обучающихся или их законными представителями:

•
регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей,
о жизни класса в целом;
•
помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании
отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
•
организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
•
привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
•
организация на базе класса/школы семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и школы.
Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется
преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит
им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в
себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт
участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые
могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально
значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и
установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
В качестве основных направлений внеурочной деятельности, обучающихся в ГКОУ
«Поимская школа-интернат» в соответствии с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов начального и среднего общего образования определены следующие:
общекультурное,
общеинтеллектуальное,
социальное,
спортивно-оздоровительное,
коррекционно-развивающее.
Общекультурное направление внеурочной деятельности.
Данное направление предполагает формирование у обучающихся с ОВЗ способностей к
ориентировке в пространстве культуры (общечеловеческая культура, национальная культура,
семейные традиции, народные традиции и др.), а также предполагает освоение обучающимися
этических норм, эстетических эталонов и др. Программы внеурочной деятельности по данному
направлению имеют своей целью развитие у обучающихся умений организации деятельности в
бытовой и культурно-досуговой сферах, умений строить межличностные отношения, овладение
навыками культурного общения. Не менее значимо в рамках реализации данного направления
освоение обучающимися знаний в области общечеловеческой культуры, традиций,
формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья практически их
применять в системе социальных отношений, а также создание условий для приобретения
обучающимися опыта деятельности в области освоения культурного пространства. Эти задачи
предполагают активное участие каждого воспитанника в созидании прекрасного своими руками:

практические занятия живописью, хореографией, участие в творческих объединениях, группах,
студиях и т.п.
Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности.
Данное направление предполагает формирование у обучающихся приемов
интеллектуальной деятельности, развитие способностей и дарований, усвоение определенного
объема научных знаний, формирование познавательных интересов, познавательной активности,
развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень образовательной и
специальной подготовки. Курсы внеурочной деятельности общеинтеллектуального спектра
направлены, прежде всего, на развитие личности, а не на усвоение суммы знаний, умений,
навыков. Они направлены на формирование и развитие важнейших компонентов таких, как
передача опыта различных форм, видов, приемов выполнения познавательной деятельности,
эмоционально-ценностного отношения к миру, опыта общения и т.п.
Социальное направление внеурочной деятельности.
Данное направление даёт возможность развития у обучающихся с ОВЗ навыков общения
со сверстниками и в разновозрастной детской среде, включение обучающихся в процессы
преобразования окружающей среды, присвоение и отработку ими различных социальных ролей,
приобщение к ценностям гражданственности, социальной солидарности, развитие умений
принимать групповые нормы.
Реализация программы курсов внеурочной деятельности в рамках социального
направления направлена на обеспечение условий интеграции, обучающихся с ОВЗ в общество.
Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности.
Данное направление предполагает приобщение обучающихся ограниченными
возможностями здоровья к ценностям здорового образа жизни, формирование у них мотивов и
потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, создание условий для
сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирование умений использовать средства
физической культуры и спорта в организации здорового образа жизни и досуговой деятельности,
а также включение обучающихся в спортивно-зрелищные мероприятия (турниры, марафоны,
спортивные праздники, встречи с выдающимися спортсменами и др.).
№

1.

2.

Направления
внеурочной
деятельности
Коррекционноразвивающее

Спортивнооздоровительное

Название курса
По учебному плану
Логопедические занятия
Развитие
психомоторики
и
процессов

Классы

сенсорных

Ритмика
Программа «Подвижные игры»
Программа «Путешествие в Спортландию»
Программа «Здоровейка»
Программа «В здоровом теле – здоровый дух»

1-7
1-4
5-7

1-7
4
1,2
7
3

Ответственны
е
Прасулова Н.М.
Учителя
нач.классов
педагогпсихолог
Серякова О.Н.
Серякова Е.Н.
Синельникова
Ю.С.
Тихонова Н.Т.
Синельникова
Ю.С.

3.

Социальное

Доп.образование
Программа «Здоровье – образ жизни»
Программа «Азбука здоровья»
Кружковая работа
Спортивные секции: легкая атлетика, лыжи,
теннис
По учебному плану

6-9
1-5

Прасулов В.А.
Пронина Е.П.

1-9

Папшев Е.В.

Программа «Хочу всё знать!»

14

Учителя
нач.классов

Программа «Город мастеров»

5-7

Боронина Т.Г.

3

Синельникова
Ю.С.

Программа «Волшебный мир глины» (техника:
лепка из глины)
Программа «Работа по дереву. Выжигание»

1

Ермолаева Е.Б.

6

Прасулов В.А.

Программа «Умелые руки» (техника: вырезание
лобзиком, выжигание)
Программа «Волшебная нить»
(техника:
вязание)
Программа «Джутовая фантазия» (техника:
работа с джутом)
Кружковая работа

9
9

Ведерникова
Н.А.
Коныгина Е.Е.

6

Прасулова Н.М.

Программа «Мир проектов»
Доп.образование

«Самошвейка»

4.

Общекультурное

По учебному плану
Программа «Театральная карусель»
Программа «Веселый карандаш»
Программа «Мир музыки»
Программа «Планета чудес»
Доп.образование
Программа «Вышивка гладью»
Программа «Вышивка лентами»
(техника:
вышивка)
Программа «Палитра детских голосов»
Программа «Чудеса своими руками» (техника:
аппликация из различного материала)
Программа «Волшебный пластилин» (техника:
пластилинография)
Программа «Волшебное превращение бумаги»
(техника: папье-маше)
Программа
«Бумагопластика.
Модульное
оригами» (техника: объемная аппликация)
Программа
«Бумажная
лоза»
(техника:
бумагоплетение)
Программа «Волшебный пластилин» (техника:
работа с мягким пластилином)
Программа «Тестопластика» (работа в технике:

5-9

Серякова О.Н.

2
4
5-7
1

Кистенева Н.А.
Серякова Е.Н.
Ляшенко О.А.
Боронина Т.Г.

8
5
1-9
3

Кердяшова Н.Н.
Мельникова
М.И.
Ляшенко О.А.
Апциаури Т.Н.

2

Горшкова Н.В.

4

Пронина Е.П.

5

Еремина Л.В.

7

Холькина Н.О.

4

Серякова Е.Н.

5

Родина О.А.

5.

Духовнонравственное

соленое тесто)
Кружковая работа
«Хоровая карусель» (хор)
«Непоседы» (вокальный ансамбль)
«Капельки» (хореографический ансамбль)
«Вдохновение» (хореографический ансамбль)
По учебному плану
Программа «В гостях у сказки»
Программа «Уроки доброты»

Доп.образование
Программа «Азбука нравственности»
6. Общеинтеллектуальное Факультатив
«Основы
компьютерной
грамотности»

1-9
1-5
1-4
5-9

Ляшенко О.А.
Ляшенко О.А.
Серякова О.Н.
Серякова О.Н.

3,4
2

Боронина Т.Г.
Синельникова
Ю.С.

1-4
8,9

Боронина Т.Г.
Синельникова
Ю.С.

3.4. Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает
следующее:

•

установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;

•

побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;

•

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения
по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

•

использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов
для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

•

применение
на
уроке
интерактивных
форм
работы
обучающихся:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

•

включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

•

организация шефства мотивированных обучающихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи;

•

инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что
даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
3.5. Модуль «Самоуправление и детские общественные объединения»

•

Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях
инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного
достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и
самореализации. Поскольку обучающимся младших и подростковых классов не всегда удается
самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время
может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детсковзрослое самоуправление.
Детское самоуправление в школе-интернате осуществляется следующим образом.
На уровне школы:
через деятельность выборного Совета обучающихся школы-интерната, создаваемого для учета
мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия
административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;

• через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных
конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
На уровне классов:

• через деятельность выборных по инициативе и предложениям обучающихся класса
лидеров, представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных
координировать его работу с работой школы и классных руководителей;

• через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные
направления работы класса;

•

На индивидуальном уровне:
через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ
общешкольных и внутриклассных дел;

• через реализацию функций школьниками, отвечающими за различные направления
работы в классе.
Действующее на базе школы-интерната детское общественное объединение «Радуга» –
это организация, созданная по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе
общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного
объединения. Его правовой основой является от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об
общественных объединениях" (Ст. 5).

Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:
- утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении
демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность
выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.),
дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;
- организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить
важный для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим
людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как внимание, забота,
уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;
- договор, заключаемый между ребенком и детским общественным объединением,
традиционной формой которого является Торжественное обещание (клятва) при вступлении в
объединение. Договор представляет собой механизм, регулирующий отношения, возникающие
между ребенком и коллективом детского общественного объединения, его руководителем,
школьниками, не являющимися членами данного объединения;
-поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих
у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что
происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского
объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения;
- участие членов детского общественного движения в волонтерском школьном
движении, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом.
3.6. Модуль «Экскурсии, походы»
Экскурсии, походы помогают школьнику с ОВЗ расширить свой кругозор, получить
новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться
уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого
поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в походах создаются
благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности,
формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и
эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил,
имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм
деятельности:

•

регулярные сезонные экскурсии на природу, организуемые в классах их классными
руководителями и воспитателями;

•

выездные экскурсии в музеи, на выставки, на предприятия; на представления в
кинотеатр, театр и пр.
3.7.Модуль «Безопасность и здоровье»
В связи с ростом количества опасных и чрезвычайных ситуаций одной из приоритетных задач
для личности, общества, государства становится обеспечение безопасности жизнедеятельности.
Работа по формированию экологически целесообразного безопасного образа жизни
осуществляется по следующим направлениям:
Создание здоровьесберегающей инфраструктуры школы-интерната с целью
реализации необходимых условий для сбережения здоровья обучающихся с ОВЗ.

1.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами
урочной и внеурочной деятельностей при использовании программного материала,
формирующего у обучающихся установку на безопасный, здоровый образ жизни,
предусматривающего обсуждение проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением
собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.
Совместный просмотр и обсуждение социальных роликов. Встречи со специалистами в разных
областях, связанных с безопасностью: врачами, инспекторами дорожного движения,
представителями служб безопасности и др.
3.
Организация физкультурно-оздоровительной работы, направленной на обеспечение
рациональной организации двигательного режима, нормального физического развития и
двигательной подготовленности обучающихся с ОВЗ, повышение адаптивных возможностей
организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья
в различных формах (на уроках физкультуры, в секциях, при проведении динамических пауз на
уроках, при проведении дней здоровья, соревнований, олимпиад, походов и т.п.).
4.
Формирование экологической культуры в процессе усвоения элементарных
представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе в
культурах народов России, нормах экологической этики, об экологически грамотном
взаимодействии человека с природой в ходе экскурсий, прогулок; приобретения
первоначального опыта участия в природоохранной деятельности (в школе и на пришкольном
участке, в ходе экологических акций и т.д.); совместной экологической деятельности родителей,
обучающихся и педагогов.
5.
Просветительская работа с родителями (законными представителями) по вопросам
охраны и укрепления здоровья обучающихся направлена на повышение уровня их знаний в
форме проведения родительского лектория, привлечения родителей (законных представителей) к
совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.

2.

3.8.Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация»
включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование
по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача
совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору
своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые
проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует
его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном
мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие
такой деятельности:

•

циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку
школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего;

•

профориентационные игры: деловые игры, квесты, расширяющие знания
школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и
недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;

•

экскурсии на предприятия, дающие школьникам начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;

•

совместное с педагогами изучение интернет - ресурсов, посвященных выбору
профессий, прохождение профориентационного тестирования;

•

освоение
деятельности.

школьниками

основ

профессии

в

рамках

курсов

внеурочной

3.9. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы-интерната, при условии ее
грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него
чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение,
предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы.
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с
предметно-эстетической средой школы как:
•
оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, актового
зала, окон и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим
средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные
занятия;

•

размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ
школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также
знакомящих их с работами друг друга; фотоотчетов об интересных событиях,
происходящих в школе («Школьная галерея»);

•
•

озеленение пришкольной территории, разбивка клумб и цветников;

благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями
и воспитателями вместе со школьниками своих классов, позволяющее обучающимся
проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного
общения классного руководителя и воспитателя со своими детьми;

•

событийное оформление пространства при проведении конкретных школьных
событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок,
собраний и т.п.);

•

акцентирование внимания школьников посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания ценностях школы, ее
традициях, правилах.
3.10. Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых обучающимися и педагогическими
работниками средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие
коммуникативной культуры обучающихся, формирование навыков общения и сотрудничества,
поддержка творческой самореализации обучающихся с ОВЗ. Воспитательный потенциал
школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:

- школьная газета, на страницах которой размещаются материалы, которые могут быть
интересны обучающимся; организуются конкурсы рассказов, поэтических произведений,
сказок, репортажей и научно-популярных статей; проводятся круглые столы с
обсуждением значимых учебных, социальных, нравственных проблем;

- пресс-центр – созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-

-

технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая видеосъемку и
мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов,
спектаклей, вечеров;
школьная интернет-группа – разновозрастное сообщество обучающихся и педагогических
работников, поддерживающее интернет-сайт школы и соответствующую группу в
социальных сетях (ВКонтакте) с целью освещения деятельности образовательной
организации в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к
школе.
3.11. Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для
более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием
позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями
школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:

• общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания школьников;

• педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в ходе которого
родители получают рекомендации классных руководителей и обмениваются собственным
творческим опытом и находками в деле воспитания детей;

• взаимодействие с родителями посредством школьного сайта: размещается информация,
предусматривающая ознакомление родителей, школьные новости.
На индивидуальном уровне:

• обращение к специалистам по запросу родителей для решения острых конфликтных
ситуаций;

• участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения
острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;

• помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;

• индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий
педагогов и родителей.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в школе-интернате воспитательной работы осуществляется по
выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем
школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой школы.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной
работы в школе-интернате, являются:

- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим
воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на
изучение не количественных его показателей, а качественных– таких как содержание и
разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на
использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов:
грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми
деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников,
ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это
результат как социального воспитания (в котором школа-интернат участвует наряду с другими
социальными институтами), так и стихийной социализации, и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в школе-интернате воспитательного
процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями и воспитателями совместно с заместителем
директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на
педагогическом совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития школьников является педагогическое наблюдение, диагностики:
«Уровень воспитанности», «Мониторинг «ЗОЖ», «Уровень коммуникабельности», «Уровень
социализированности».
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде
существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший
учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились,
над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в
школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности
детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными
руководителями, воспитателями, Советом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с
деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной
деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями,
педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование.
Полученные результаты обсуждаются на педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с
- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;

- качеством совместной деятельности классных руководителей, воспитателей и их классов;
- качеством организуемой в школе-интернате внеурочной деятельности;
- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
- качеством существующего в школе ученического самоуправления;
- качеством функционирующих
на
базе
школы-интерната
детского
общественного объединения;
- качеством проводимых в школе экскурсий, походов;
- качеством профориентационной работы школы;
- качеством организации предметно-эстетической среды школы;
- качеством взаимодействия школы-интерната и семей школьников.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень
выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект
направленных на это управленческих решений.

Список используемой литературы
Алиева Л.В., Беляев Г.Ю., Круглов В.В. Специфика методики воспитания в деятельности
детского общественного объединения // Сборник научных трудов международной научнопрактической конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху»
(International conference “Education Environment for the Information Age”) (EEIA –2018) / Под ред.
С.В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2018. 933 с.
С.765-773.

1.

Круглов В.В. Взаимоотношения субъектов образовательного процесса как условие
эффективности непрерывного образования/Круглов В.В. // Непрерывное образование:
эффективные практики и перспективы развития
Материалы I Международной научно-практической конференции. М.: МГПУ,
2018, С. 66-71. (РИНЦ)

2.

Круглов В.В. На полпути к вершине. Методические материалы для руководителей
детских общественных объединений. Издание второе –М.:
Московский городской педагогический университет, ООО «А –Приор», 2018.

3.

Лизинский В.М. Организация самоуправления в школе/ В.М. Лизинский // Завуч.
Управление современной школой, 2018, № 7, С. 56-61.

4.

Родичев Н. Ф. Формирование профессионального самоопределения обучающихся в
условиях непрерывного образования /С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев // Профессиональное и
высшее образование: вызовы и перспективы развития. Под редакцией С.Н. Чистяковой, Е.Н.
Геворкян, Н.Д. Поду

5.

Степанов П.В. Воспитательная деятельность как система /П.В.
Степанов // Отечественная и зарубежная педагогика, 2018, № 4, Т.1. –С. 67-76. (ВАК).

6.

Шустова И.Ю. Роль детско-взрослой общности в воспитании российской идентичности
школьников / И.Ю. Шустова // Школьная идентичность ребенка: ответственность школы за
формирование достоинства, гражданственности, патриотизма: сборник материалов по итогам
Всероссийской научно-практической конференции (23 ноября 2017 г.) / сост.: Т.В. Дьячкова,
Л.В. Заика Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2018, С. 228-236

7.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».